Премьер Дмитрий Медведев обещает турецкому коллеге Бинали Йылдырыму обсудить все вопросы сотрудничества. Фото РИА Новости
Турция призывает Москву быстрее восстанавливать и даже расширять двустороннее экономическое сотрудничество. Премьер республики Бинали Йылдырым призвал вчера российское правительство «наверстать упущенное время». Но наши чиновники не торопятся. Они обещают провести в следующем году Российско-турецкий экономический форум. А пока хотят получить гарантии реализации таких долгосрочных проектов, как газопровод «Турецкий поток» или атомная электростанция «Аккую». В то же время на полное снятие эмбарго с турецкой сельхозпродукции Москва не идет. Напротив, в Минсельхозе предлагают продлить запрет на поставки турецких томатов.
Во вторник в Москву прибыл турецкий премьер Бинали Йылдырым для переговоров с властями РФ о торгово-экономическом сотрудничестве. С российской стороны в переговорах должны были участвовать премьер Дмитрий Медведев, вице-премьер Аркадий Дворкович, главы Минпромторга, Минэнерго, Минтранса, Минсельхоза, «Газпрома», Росатома. Кроме того, турецкий премьер планировал встретиться с президентом Владимиром Путиным.
Правда, как предупреждал накануне вице-премьер Сергей Приходько, по итогам переговоров двух премьеров во вторник не стоит ожидать решений о снятии ранее введенных Россией ограничений. «Подписания каких-то документов к этому визиту мы не планируем, точно так же как не планируем озвучивать какие-то специальные политические или экономические решения», – цитирует вице-премьера Интерфакс.
Бинали Йылдырым призвал вчера Москву «наверстать потерянное время». «Мы идем шаг за шагом. Нужно немножко ускорить эти темпы», – пояснил он. Дмитрий Медведев не отрицал заинтересованности Москвы в двусторонних связях. И основной акцент он делал именно на долгосрочных совместных проектах. «Мы имеем возможности для того, чтобы их (связи. – «НГ») наращивать, реализовывать крупные совместные проекты, их много», – сказал Медведев.
Так, уже в следующем году может заработать совместный инвестиционный фонд РФ и Турции. Первый блок атомной станции «Аккую» может быть запущен в Турции в 2023 году – в год 100-летия Турецкой Республики, уточнил Медведев.
В свою очередь, глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что строительство морского участка газопровода «Турецкий поток» начнется во второй половине 2017 года, при этом, по его словам, обе нитки будут введены в строй до конца 2019-го. Уточним: ранее турецкая сторона заявляла о готовности приступить к строительству газопровода в начале 2017 года (см. «НГ» от 05.12.16). Как раз накануне визита турецкого премьера в Москву президент Турции Тайип Эрдоган ратифицировал соглашение о строительстве «Турецкого потока».
По словам Медведева, сложная страница в отношениях двух стран перевернута. Однако это касается не всех проблемных сфер. Глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил вчера журналистам, что в этом году снять все ограничения на поставки в Россию турецкой сельхозпродукции вряд ли получится, передает Интерфакс. Правительство РФ ссылается на фитосанитарные причины. «Турецкая сторона не по всем продуктам может обеспечить безопасность», – пояснил Ткачев. Хотя министр признал, что сам вопрос о снятии эмбарго на переговорах поднимался.
Минсельхоз уже выступал за продление запрета на ввоз турецких томатов. «О необходимости отсрочить ввоз томатов из Турции на два-три года мы заявили в Минэкономразвития. Пока вопрос прорабатывается», – говорил в конце ноября директор департамента Минсельхоза Владимир Волик.
Еще недавно в российских супермаркетах было намного больше турецких фруктов. Фото Reuters |
Напомним, с 1 января 2016 года список санкционных продуктов пополнился турецкими томатами, луком, цветной капустой, огурцами, цитрусовыми, клубникой и т.д. Власти РФ приняли такое решение после инцидента в небе над Сирией, когда в ноябре 2015-го российский бомбардировщик был сбит турецким истребителем. Весной этого года Россельхознадзор запретил поставки из Турции перца, гранатов, баклажанов, некоторых видов салата, кабачков, тыкв. Но после официальных извинений турецкой стороны правительство РФ с 9 октября частично отменило запрет на турецкий импорт. Послабления коснулись апельсинов, мандаринов, абрикосов, персиков, включая нектарины, слив.
В то же время Анкара, судя по всему, хотела бы получить от России быстрый доход – за счет восстановления торговли. Как сказал вчера Бинали Йылдырым, Турция и Россия могут достичь товарооборота двух стран на уровне 100 млрд долл. в год, но для этого нужны определенные шаги, то есть прежде всего снятие Москвой ограничений.
Сейчас в Турции стремительно обесценивается национальная валюта: за последние два года турецкая лира подешевела по отношению к доллару почти в 1,7 раза. Страна нуждается в балансировке финансовой системы. Именно по этой причине ранее Эрдоган призвал Москву перейти во взаиморасчетах на национальные валюты: Россия должна платить за поставки турецкими лирами, Турция – рублями.
Многие опрошенные «НГ» эксперты считают, что в налаживании отношений наиболее заинтересована именно Анкара. «Турция находится в сложном положении: переменчивость и непредсказуемость Эрдогана привели к тому, что от Турции отвернулись и Восток, и Запад. В самые напряженные моменты даже НАТО не поддерживало Турцию. И теперь Эрдоган вынужден налаживать отношения с партнерами», – комментирует ситуацию директор Института актуальной экономики Никита Исаев. «Турция не настолько критически необходима России, чтобы бежать к ней с распростертыми объятиями», – считает эксперт. «Тот же «Турецкий поток» интересен в первую очередь с точки зрения диверсификации газовых потоков, а не открытия новых уникальных рынков», – говорит Исаев.
Доля Турции во внешнеторговом обороте России не превышает 4%. «Турция для нас интересна скорее как один из партнеров в формировании экономического союза между странами СНГ, Ираном и Индией для создания «третьего центра силы» в противовес американскому или китайскому господству», – добавляет Исаев.
В то же время, как замечает замгендиректора компании «Финам» Ярослав Кабаков, надо понимать, что долгосрочные проекты выгодны в первую очередь Турции. По его мнению, вовсе не Москва пытается привязать Турцию долгосрочными проектами, а как раз наоборот. «Турецкая сторона заинтересована получить большую свободу в отстаивании своих интересов в Сирии. Если строительство «Турецкого потока» и атомной станции будет начато, России придется занимать более лояльную позицию», – считает эксперт. Турция нацелена на создание на своей территории энергетического хаба, добавляет управляющий директор компании «БКС Ультима» Виталий Багаманов.
Россия же, по мнению Кабакова, наиболее заинтересована разве что в «Турецком потоке», «позволяющем снизить зависимость российского газового экспорта от капризов украинских транзитеров».