Увеличение мировых нефтяных цен не гарантирует компаниям роста прибылей. Фото Reuters
Рост нефтяных цен после объявленного сокращения добычи обещает российской казне дополнительные доходы. Аналитики оценивают дополнительные доходы от 9 млрд до 19 млрд долл. в течение следующего года. Однако некоторые эксперты считают, что в долгосрочном плане российские нефтяники уступят конкурентам значительную часть мирового рынка. Главный выигрыш от сокращения добычи в перспективе получит Саудовская Аравия.
Доходы бюджета РФ могут увеличиться на 600 млрд руб. из-за роста цен на нефть при реализации договоренностей между странами ОПЕК и «не ОПЕК» о сокращении добычи. Такое мнение высказал руководитель аналитического центра Минэнерго России Павел Сорокин.
«Рост цены может с большим запасом покрыть потери российских компаний от снижения добычи. Кроме того, без сделки цена на нефть могла опуститься до 40 долл. за баррель, если не ниже. В текущей ситуации каждые дополнительные 5 долл. к цене за баррель обеспечивают прирост ежедневной выручки на 55 млн долл. Даже при укреплении курса национальной валюты увеличение поступлений в бюджет РФ составит примерно 600 млрд руб.», – отметил Сорокин. При пересчете по курсу ЦБ это около 9,3 млрд долл. Еще в середине ноября агентство Bloomberg со ссылкой на правительственных чиновников сообщало, что только переговоры об ограничении добычи принесли бюджету РФ дополнительно около 6 млрд долл.
Аналитики банка Citi говорят о выгоде России от соглашения почти вдвое выше – в 19 млрд долл. «Мы оцениваем, что государство может получить на 28% больше прибыли в долларовом эквиваленте и на 15% в рублевом», – говорится в докладе Citi. При цене 42,5 долл. за баррель и при условии, что Россия сохранит текущий уровень добычи, государство получит около 69 млрд долл. в год. Если же цена составит 52,5 долл. за баррель и Россия сократит добычу нефти на 300 тыс. барр. в сутки, то доходы государства, по расчетам Citi, возрастут до 88 млрд долл. в год. Кроме того, в Citi просчитали и гипотетический вариант нарушения Россией своих обещаний, когда цены сохранят высокий уровень (52,5 долл. за баррель), а уровень добычи сохранится, тогда доходы выросли бы до 91 млрд долл. в год.
Однако министр энергетики РФ Александр Новак однозначно заявляет, что Россия поддерживает решение ОПЕК о сокращении добычи, которое было принято 30 ноября на саммите в Вене. С 1 января 2017 года страны ОПЕК снизят среднесуточную добычу на 1,2 млн барр. Теперь организации предстоит заключить подобную сделку с теми экспортерами, которые не входят в этот картель. От них страны ОПЕК ждут сокращения добычи на 600 тыс. барр. в день. В том числе от России – на 300 тыс. барр. в сутки. Новак подтвердил, что это будет сделано поэтапно, и обещал к встрече с ОПЕК, намеченной на 9 декабря, подготовить график снижения добычи российскими компаниями, в котором будут учтены объемы производства.
Некоторые аналитики считают, что для России уменьшение добычи на 300 тыс. барр. в сутки от того рекордного уровня в 11,2 млн барр. в сутки, который был достигнут в октябре, не является серьезной проблемой. Генеральный директор «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов считает, что объявленное сокращение можно произвести за 20–30 минут, передает РИА Новости. «Это 2–3% добычи. Это не потребует никаких серьезных изменений ни в рамках технологического процесса, ни остановки скважин», – сказал Кудряшов.
Представители нефтяных компаний считают, что соглашение с ОПЕК позитивно отразится на их деятельности и на экономике в целом. «Лучше производить 10 млн барр. по цене 60 долл. за баррель, чем 15 млн по цене 40 долл. Происходит экономия на издержках и на транспорте. Во-вторых, все-таки нефть – это невозобновляемый ресурс, и лучше его продавать тогда, когда это можно сделать подороже», – заявил СМИ вице-президент и совладелец ЛУКОЙЛа Леонид Федун. Он также подтвердил, что нет никаких проблем технологически сократить добычу, так как зимой проводится основная масса ремонтов на скважинах, и только это приводит к сокращению добычи нефти в среднем на 150 тыс. барр. По его словам, у всех компаний есть большое количество скважин с низкой рентабельностью, которые могут быть остановлены относительно безболезненно.
Однако некоторые эксперты предупреждают, что полученная выгода может оказаться краткосрочной. «От соглашения выиграют бюджет и правительство, но нефтяные компании могут потерять свои позиции на мировом рынке, – считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. – За два года низких мировых цен свои позиции на рынке утрачивали компании и страны с высокими операционными затратами на производство нефти, такие как Канада, Венесуэла, им принадлежало примерно 10% рынка. Их позиции занимали страны с низкими затратами, а к ним относятся основные фигуранты нынешнего соглашения – Россия и Саудовская Аравия. Сокращение добычи приведет к потере доли рынка».
Танкаев поясняет, что с января 2005 года доходы нефтедобытчиков не зависят от мировой цены, они получают фиксированную выручку в размере около 100 долл. за тонну. Поэтому объективно их интерес заключается в увеличении объемов добычи.
По мнению Танкаева, главным победителем в перспективе станет Саудовская Аравия. «Они практически не могли увеличивать добычу. Теперь, если цена поднимется до 60 долл. за баррель, саудовцы смогут вернуться к проектам расширения добычи на месторождениях в Красном море», – предупреждает эксперт.