0
8657
Газета Экономика Интернет-версия

02.12.2016 00:01:00

Промышленность охватил небывалый оптимизм

Тэги: промышленность, промпроизводство, авторынок, минпромторг, мантуров, росстат


промышленность, промпроизводство, авторынок, минпромторг, мантуров, росстат Предприятия привыкли к затяжному кризису. Фото Reuters

Деловая активность в российской промышленности в ноябре, судя по опросам руководства предприятий, оказалась самой высокой за последние пять лет. За десять месяцев с начала года промпроизводство выросло на символические 0,3%, несмотря на значительное падение автомобильного рынка.

Падение авторынка России по итогам 11 месяцев 2016 года составило около 11%, заявил вчера глава Минпромторга Денис Мантуров. По итогам года ожидается снижение этого сектора промышленности на 9%. Тем не менее в целом промпроизводство в стране может закончить 2016 год с символическим плюсом.

Вчера Росстат сообщил, что рост промпроизводства за период с января по октябрь составил 0,3% по отношению к тому же периоду прошлого года. Еще более позитивными выглядят опережающие индикаторы.

Индекс менеджеров по закупкам (PMI) в российской промышленности вырос в ноябре до 53,6 пункта с 52,4 пункта в октябре. Значение в 50 пунктов отделяет рост активности от снижения. Статистика за ноябрь отразила заметный рост производственного сектора, расширив период непрерывного подъема уже до четырех месяцев, сообщило агентство Reuters. Рост индекса деловой активности (PMI) в производственном секторе экономики РФ достиг в ноябре рекордного уровня за 68 месяцев, составив 53,6 пункта, показало исследование, проведенное компанией Markit. Уже в октябре, по данным Markit, деловая активность ускорилась до рекордного уровня за последние четыре года.

Таким образом, динамика ноября 2016 года резко контрастирует с началом года, когда российские компании столкнулись с затухающим спросом и сильной инфляцией затрат. «Рост сектора подпитывается увеличением внутреннего спроса на российские товары, что, в свою очередь, трансформируется в существенный рост производства. Низкая себестоимость позволяет компаниям значительно увеличить закупки для поддержания расширения», – прокомментировал результаты исследования экономист Markit Сэмьюэл Агасс.

Вчера оптимизм по поводу роста промпроизводства высказывал и президент Владимир Путин в ходе Послания Федеральному собранию. «Наметился рост промышленного производства. Небольшой, но тенденция позитивная, и ее, безусловно, нужно будет сохранить», – сказал Путин.

Росстат, с одной стороны, подтверждает, что действительно ситуация осенью несколько выправилась, но – с другой речь идет о смехотворных цифрах. В октябре темпы падения промышленного производства замедлились до 0,2% в годовом выражении, и это при желании можно даже назвать «мощным прорывом» после снижения на 0,8% в сентябре. Да и перспективы крутятся «около ноля». По прогнозу Минэкономразвития, рост промышленности в РФ будет ускоряться с 0,4% в 2016 году до 1,1% в 2017 году, 1,7% в 2018 году и 2,1% в 2019 году.

«Отчасти мы имеем дело с эффектом низкой базы, когда даже номинальный подъем по сравнению с нулевой или отрицательной динамикой будет выглядеть достижением. С другой стороны, ситуация с начала года действительно претерпела изменения к лучшему, это не в последнюю очередь связано со снижением инфляции, что привело к падению закупочных цен», – сказал «НГ» главный аналитик компании GLOBAL FX Сергей Мельников.

Эксперты не исключают, что формируется некая «новая реальность», когда значительными и вселяющими оптимизм будут считаться показатели роста в пределах 1–2%.

«С 2013 года индекс промпроизводства показывает либо скромный рост,  не превышающий 2%, либо вообще падение, что на фоне показателей в 6–8% первых семи лет 2000-х смотрится  более чем скромно. Оптимистичная риторика «новой реальности» при росте в 1%  вряд ли нас обманет. Очевидно, что при таком показателе вполне может продолжиться падение по отдельным видам деятельности, говорит генеральный директор ФинЭкспертизы Нина Козлова.

«1% не кажется сильно впечатляющей цифрой, но давайте будем исходить из реально действующих условий: относительно низкой стоимости нефти, экономических санкций и т.д. даже 1% роста – это уже хорошо», – уверен аналитик компании «ТелеТрейд» Александр Егоров.

Институт экономической политики (ИЭП) отмечает, что в ноябре российская промышленность столкнулась с ухудшением динамики спроса, что заставило ее притормозить символический рост выпуска, начавшийся было в октябре. Но это не заставило снизить высокую по кризисным меркам удовлетворенность менеджеров продажами и не изменило оценки запасов готовой продукции. Однако прогнозы спроса и выпуска, а также инвестиционные планы промышленности ухудшились. «Официальное признание затяжного характера кризиса определенно помогли российской промышленности добиться лучшего понимания особенностей «текущего момента», – говорит завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. – Ожиданий спада выпуска никогда в ходе текущего кризиса в промышленности не было. В предыдущие «общепризнанные» кризисы баланс падал до –16 пунктов в 1998 году и до –21 пункта в 2008-м. В ходе текущего «кризиса» худшее значение показателя составило +6 пунктов в феврале 2016-го.

Завкафедрой экономики промышленности Российского экономического университета имени Плеханова Андрей Быстров тем не менее считает, что оптимизм преждевременен. «Рост показателей идет за счет бюджетной поддержки отдельных отраслей, только сельское хозяйство получает свыше 200 млрд руб. ежегодно, огромные вливания делаются в оборону. Но часто эти вливания неэффективны, они не приводят к росту производительности труда, не стимулируют внедрение новейших технологий. В связи с этим даже рост в 0,2–0,3% может оказаться временным».

«Объективные причины для роста деловой активности в обрабатывающем секторе экономики на данный момент отсутствуют: с одной стороны, государство активно секвестрирует расходы бюджета (сокращение на 6,1% в третьем квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года), что предопределяет снижение объема госзаказа (падение на 6% в течение первой половины 2016 года). С другой стороны, падают реальные доходы населения и уровень потребительского спроса. Количество домохозяйств, располагающих сбережениями, сократилось до 24%, от 85 до 90% населения перешло к режиму экономного потребления, – сказал «НГ» управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. – В этих условиях рост индекса PMI можно объяснить только оптимистическими прогнозами топ-менеджмента компаний обрабатывающей промышленности, то есть ожиданиями возобновления роста экономики уже в ближайшей перспективе. Иными словами, бизнесмены, ожидая прекращения рецессии, нарастили объем заказов и закупок в ожидании улучшения макроэкономической конъюнктуры».

«Индекс, рассчитываемый компанией Markit, является прогностическим инструментом. Его рост выше отметки 50 пунктов отражает позитивные изменения и свидетельствует о том, что дно экономического кризиса пройдено, – считает эксперт компании «Финам» Алексей Калачев. – Рост новых заказов говорит о начале восстановления внутреннего спроса, и как следствие – о росте производства. Похоже, что промышленность адаптировалась к спаду, научилась жить в новой ситуации и начинает набирать темп».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1509
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
869
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1757
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
994

Другие новости