Решение ОПЕК о сокращении нефтедобычи все еще может обернуться против самого картеля. Фото Reuters
Историческая встреча стран-экспортеров нефти (ОПЕК) завершилась договоренностью о сокращении нефтедобычи внутри картеля на 1,2 млн баррелей в сутки. Уже на следующей неделе ОПЕК планирует договориться с Россией и другими экспортерами, не входящими в картель. Снижении нефтедобычи и рост нефтяных цен окажется в первую очередь на руку американским сланцевым нефтедобытчикам, которые докладывают о снижении себестоимости добычи до 15 долларов за баррель.
Во время саммита ОПЕК в Вене нефть марки Brent подорожала с 47 до 51 доллара за баррель. Причина такого взлета цен вполне объяснима: главной темой заседания ОПЕК было обсуждение масштабов сокращения нефтедобычи ради увеличения нефтяных цен.
Как сообщили участники переговоров, страны ОПЕК достигли соглашения о коллективном снижении добычи на 1,2 млн баррелей в сутки до 32,5 млн б/с. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на одного из делегатов. В свою очередь добыча нефти Ираном будет ограничена на уровне 3,8 млн баррелей в день в соответствии с новым потолком добычи ОПЕК, сообщает агентство Reuters. Ранее страна настаивала на уровне добычи в 4 млн баррелей в день.
Сама же Саудовская Аравия согласилась снизить добычу нефти на 0,5 млн б/с, до 10,06 млн б/с. Заметим, в октябре объемы производства нефти королевством составили 10,54 млн баррелей в день.
Такие сообщения фактически подтвердили прежние заявления представителей картеля. Так, еще перед началом заседания министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид аль-Фалих говорил, что ОПЕК обсуждает сокращение добычи до 32,5 млн б/с без учета Ливии и Нигерии. Тогда же он заявлял, что картель рассчитывает, что и не входящие в ОПЕК страны примут участие в соглашении о сокращении добычи. От них предположительно ждут сокращения добычи на 600 тысяч б/с. Это также коснется и России. Аль-Фалих подчеркивал, что картель не устроит намерение России заморозить добычу на текущем уровне. «Россия достигла исторического максимума по добыче. Я думаю, что заморозка на историческом максимуме не станет взносом к общему соглашению, это не соотносится с тем, что делает ОПЕК», – заявил он. Заметим, с начала ноября среднесуточная нефтедобыча в РФ составила 11,2 млн б/с.
В российском Минэнерго на момент сдачи номера позицию по решению ОПЕК не озвучили, однако ранее в ведомстве Александра Новака неоднократно заявляли о возможной поддержке решения картеля. В частности, глава Минэнерго Александр Новак указывал, что Россия готова присоединиться к решению ОПЕК о сокращении добычи, если участники картеля придут к единому мнению по этому вопросу. При этом Россия не исключала возможности заморозки добычи. С учетом же прогнозируемого роста добычи в 2017 году заморозка будет равноценна снижению на 200-300 тыс. баррелей в сутки, говорил министр энергетики РФ Александр Новак.
Примечательно, что ранее, несмотря не неоднократные встречи, стороны не могли достичь консенсуса. Так, еще на сентябрьской встрече в Алжире министры картеля договорились сократить добычу нефти до 32,5-33 млн баррелей в сутки с рекордных 33,6 млн баррелей в сутки в сентябре. Однако к окончательным решениям стороны тогда так и не пришли. Неудачной была и апрельская встреча в Дохе, когда из-за разногласий между Саудовской Аравией и Ираном производители нефти так и не смогли прийти к соглашению о заморозке добычи.
Вместе с тем, вчерашний саммит ОПЕК не разрешил сомнений в дисциплине согласованных действий участников картеля. Так, как сообщил вчера телеканал Al Arabiya, Индонезия приняла решение приостановить свое членство в ОПЕК.
Пока что ОПЕК являются 14 стран: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон (восстановил членство в июле 2016 г.), Ирак, Иран, Индонезия, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эквадор. И на долю 13 стран-членов приходится около 33 % мировой добычи нефти. При этом ежедневно они добывали в общей сложности около 32,5 млн баррелей в сутки.
Вместе с тем, несмотря на итоги решения встречи в ОПЕК и даже возможное участие в договоренности России – не решает основную проблему экспортеров: добычу сланцевой нефти в США. Которая, судя по сообщениям зарубежных СМИ, сегодня фактически адаптировались к низким ценам на углеводороды. «Два года назад нам казалось, что цена (нефти) в диапазоне 50-60 долл за баррель положит конец росту добычи странами, не входящими в ОПЕК. Но производители в США только укрепили свои позиции», – приводит агентство Reuters слова Майкла Трана из RBC Capital Markets.
И сегодня себестоимость добычи производителей сланцевой нефти в США почти такая же низкая, как и у одних из крупнейших нефтедобытчиков ОПЕК – Ирана и Ирака. При этом еще совсем недавно добыча сланцевой нефти в США считалась нерентабельной. «Однако сегодня расходы на добычу нефти на сланцевых месторождениях от Техаса до Северной Дакоты сократились почти вдвое с 2014 года, когда Саудовская Аравия развязала ценовую войну в надежде вытеснить с рынка производителей сланцевой нефти с более высокой себестоимостью добычи», – сообщает СМИ. «Себестоимость добычи на сланцевом месторождении Bakken в округе Данн, штат Северная Дакота, составляет около 15 долл за баррель и продолжает снижаться», – приводит агентство слова директора департамента природных ресурсов штата Линн Хелмс. В итоге, расходы на добычу в округе Данн, которая составляет около 200 тыс баррелей в сутки, почти такие же, как у Ирана, и чуть выше, чем у Ирака. Заметим, в прошлом году, согласно данным департамента, добыча в округе Данн была рентабельной при 29 долл за баррель. Данн – это лакомый кусочек Северной Дакоты, так как расходы на добычу там самые низкие в штате, а усовершенствованная технология бурения позволила повысить эффективность производства не только в рамках штата, но и всего сланцевого сектора США, указывают в Reuters. «Производительность скважин (в США) стабильно растет, тогда как расходы на бурение снижаются», – указывает глава американской Occidental Petroleum Вики Холлаб.
В свою очередь для других производителей, добывающих нефть на месторождении Bakken, цен на нефть на уровне 45 долл за баррель будет достаточно, чтобы генерировать прибыль, а рост котировок до 55 долл за баррель будет стимулировать увеличение добычи, передает СМИ.
Снижение себестоимости на сланцевых месторождениях в США подтверждают и эксперты «НГ». «Себестоимость у них действительно в силу ряда причин снизилась. Во-первых усовершенствовались технологии, повысилась производительность труда, что частично и обусловило снижение себестоимости», – соглашается аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. Вместе с тем, обращает внимание эксперт, «на руку» производителям сыграло и снижение цен на услуги подрядчиков. «Однако в случае дальнейшего роста нефтяных цен стоимость услуг также будет повышаться», – говорит он. Еще один фактор – уход со сланцевого рынка США более дорогих производств с высокой стоимостью добычи. «Очевидно, что даже при 30 долл за баррель объемы добычи сланцевой нефти в Штатах будут значительными. В случае же роста котировок – география месторождений будет увеличиваться», – говорит Нестеров. При этом, как указывает Нестеров, при росте котировок до 55-60 долл за баррель прирост сланцевой нефти может составить свыше 50 млн тонн.
«Средняя себестоимость добычи в США подвержена колебаниям в связи с заморозкой неэффективных проектов, поэтому сегодня она составляет 37-40 долл, но при росте нефтяных цен несомненно будут введены новые месторождения (менее эффективные и неконкурентоспособные при нынешних ценах, а потому замороженные), что поднимет как саму добычу, так и среднюю себестоимость добычи», – поясняет доцент Академии народного хозяйства и госслужбы Иван Капитонов. Эксперт уточняет, что объем нефти, добываемый на месторождениях с себестоимостью 15 долл, составляет около 1% от общего объема.
«Судя по динамике буровых В США, восстановление работы скважин начинается при ценах от 40 долл. за баррель. И это уже ниже чем было в 2015 году. Вместе с тем, 35 долл – это сегодня тот порог, ниже которого у американских сланцевых производителей наступает болевой шок», – главный аналитик компании «Телетрейд Групп» Олег Богданов.