Президенту Белоруссии Александру Лукашенко предстоит решить еще много финансовых проблем. Фото с сайта www.president.gov.by |
Один из неприятных итогов 2016 года – острый энергетический конфликт России с Белоруссией. Братская республика впервые так громко бряцает транзитным оружием и демонстрирует явное нежелание платить за российские энергоносители. Причина обострения в том, что белорусская экономика оказалась в глубоком кризисе: рецессия продолжается, а валютных возможностей для погашения внешних долгов у республики все меньше.
Белоруссия создает в этом году для России эффект «украинского дежавю». Вслед за украинцами белорусы требуют от Москвы льготных цен на газ, не хотят оплачивать прошлые поставки и угрожают поднять плату за транзит российских энергоносителей в Европу.
В пятницу белорусская сторона объявила российской «Транснефти» о своем намерении повысить с 1 января 2017 года на 20,5% тариф на транзит российской нефти. Это подтвердил информагентствам пресс-секретарь компании Игорь Демин.
Тарифы на транзит нефти согласовываются ежегодно: до 25 ноября белорусские «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба» передают на согласование в «Транснефть» (РФ) планируемые величины тарифов на следующий год, сообщает РИА Новости.
Однако теперь такое плановое утверждение тарифов перестает быть экономической формальностью и становится политическим инструментом давления. В этом году Минск не в первый раз угрожает повысить для России тарифы. В октябре белорусское правительство готовилось поднять тарифы сразу на 50%. Соответствующее постановление должно было вступить в силу 12 октября. Но не вступило, так как страны тогда смогли временно урегулировать спор: Москва согласилась вернуться к прежним объемам поставок нефти, а Минск отложил повышение транзитных тарифов.
Этот нефтяной спор – прямое следствие газового противостояния. В третьем квартале Россия сократила поставки нефти в Белоруссию с 5,3 до 3,5 млн т (см. «НГ» от 21.06.16). Причин было две. «Это связано с неоплатой за поставленный газ и с недопоставками нефтепродуктов», – говорил на форуме в Петербурге глава Минэнерго РФ Александр Новак. «Наши белорусские партнеры нам недоплачивают за газ, мы из-за этого теряем деньги, в том числе в бюджете, так как «Газпром» – крупный налогоплательщик, и, конечно, вынуждены искать варианты компенсации», – объяснял первую причину вице-премьер Аркадий Дворкович.
В этом году официальный Минск решил, что российские цены на газ несправедливы. Если в 2015-м Белоруссия закупала российский газ по цене 142,4 долл. за 1 тыс. куб. м, то в апреле 2016-го премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков заявил, что справедливая цена – 80 долл. за ту же тысячу кубометров.
Газовый конфликт России и Белоруссии за год успел пройти четыре стадии: спор решался на уровне компаний, профильных министров, вице-премьеров и президентов. Прошедшая летом этого года встреча Владимира Путина с Александром Лукашенко завершилась практически безрезультатно. Главы государств призвали министров не выносить технические разногласия на высший уровень.
Новости о первых компромиссах появились только в октябре. Как сообщил министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик, цена российского газа на границе для Белоруссии до конца 2016 года составит 132 долл. за 1 тыс. куб. м.
Казалось, был решен вопрос и с погашением газового долга Белоруссии перед Россией, который за январь–сентябрь 2016 года успел превысить 300 млн долл. Долг накопился из-за нежелания Минска оплачивать российские поставки по контрактной цене. В конце октября было анонсировано намерение белорусского правительства погасить долг. Однако полный взаиморасчет так и не состоялся.
На прошлой неделе Александр Лукашенко приезжал в Москву и встречался с Владимиром Путиным. По итогам встречи зампред «Газпрома» Валерий Голубев заявил Интерфаксу, что газовый вопрос не обсуждался и что Белоруссия до сих пор не оплатила долг за газ.
Белорусская экономика находится сейчас даже в более тяжелом положении, чем российская. В 2015-м спад белорусской экономики почти достиг 4%. В январе–октябре 2016-го ВВП республики, по данным «Белстата», сократился на 2,8% по сравнению с тем же периодом 2015-го.
«Сентябрьские данные показали, что спад ВВП Белоруссии держится на уровне 3% год к году. Инвестиции в основной капитал по итогам сентября снизились на 19,5% год к году. Кроме того, после падения реальных доходов населения спрос остается слабым: так, розничная торговля снизилась на 3,1% в годовом выражении. Однако сильнее упал оптовый товарооборот: на 10% год к году, что отражает проблемы в секторе госпредприятий», – сообщают в своем обзоре специалисты Центра развития Высшей школы экономики.
Белорусское правительство планирует получить и в этом, и в следующем году рост экономики: на 0,3 и на 1,7% соответственно. У экспертов другие прогнозы. По итогам 2016-го Евразийский банк развития ожидает, что ВВП Белоруссии сократится на 2,6%. Международный валютный фонд прогнозирует в 2017-м спад на 0,5%.
Финансовых возможностей для погашения накопленных долгов у Белоруссии вряд ли прибавится. И для того, чтобы хоть как-то урегулировать белорусские долги, Москве волей-неволей придется повторять сценарий с невозвратными «кредитами Януковича». То есть предоставить Минску новый валютный кредит как бы для выплаты накопленных долгов.
Напомним, в конце 2013 года Россия выдала Украине кредит в размере 3 млрд долл. Как объяснял уже в конце 2014 года Владимир Путин, кредит был выдан с вполне конкретными ожиданиями, что Украина за счет этих средств выплатит газовые долги.
«Для того чтобы Украина смогла погасить задолженность, которая возникла в 2013 году, мы сказали: мы дадим кредит, первый транш – 3 млрд долл., и в первом квартале 2014-го понизим цену ниже нижнего предела. Но только в том случае будем держать эту цену во втором квартале, если Украина, используя выданные средства, выплатит нам все долги, которые возникли в 2013 году, и исправно будет платить текущие платежи по самым низким ценам – это 268,5 долл. за 1 тыс. куб. м. Результат: долги за 2013 год не выплатили, текущие платежи первого квартала не заплатили целиком», – пояснял тогда Путин.
К концу 2014 года с учетом скидки, которую Москва была готова предоставить, общая задолженность Украины, включая новый кредит, достигла, по словам Путина, 7,5 млрд долл. Россия не смогла вернуть не только деньги за газ, но и 3-миллиардный кредит.
Опрошенные «НГ» эксперты тоже отмечают, что положение в экономике Белоруссии складывается не лучшим образом, поэтому Минск ищет разные способы решить проблемы бюджета.
«Вариант выдачи Минску кредитов не исключен, но здесь надо понимать, какие гарантии может дать другая сторона, – рассуждает ведущий аналитик компании AMarkets Артем Деев. – Россия может пойти на дальнейшее субсидирование поставок, если будет заинтересована в лояльности Минска». Эксперт считает, что Белоруссия не заинтересована в эскалации конфликта. Угрозы повысить тариф на транзит нефти – это «очередной пробный шар со стороны Белоруссии, чтобы понять, насколько далеко готова зайти Россия в плате за лояльность», говорит эксперт.
«Энергетическое противостояние Белоруссии и России началось не сегодня, а еще в 90-е годы. Взаимный шантаж давно стал привычной практикой ведения переговоров», – пояснил директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Однако градус российско-белорусского экономического конфликта впервые поднимается так высоко. Напомним, что прошлые конфликты – например, связанные с «Уралкалием» – оставались на уровне бизнес-компаний и официально не поднимались до уровня глав государств.