При Дональде Трампе инфраструктура экспорта американских углеводородов может получить новый импульс для развития. Фото Reuters
Политика новой индустриализации Америки Дональда Трампа может иметь для экономики РФ самые негативные последствия – от сокращения спроса на товары нашего экспорта до долгосрочного снижения мировых цен на углеводороды. А в Кремле надеются, что новый президент США хотя бы отменит антироссийские санкции.
Глобальный финансовый рынок вчера нервно отреагировал на победу Дональда Трампа в американской президентской гонке. Японский индекс Nikkei по итогам торгов рухнул более чем на 5%. Снизился корейский биржевой индекс Kospi. Небольшую коррекцию демонстрировал и китайский Shanghai Composite.
И даже в самой Америке основные биржевые индикаторы демонстрировали падение на 3,5–4,5%. Волна распродаж докатилась и до европейского рынка акций. Биржи Парижа, Лондона и Франкфурта падали на 1,5–3,5%. «Рынок оказался явно не готов к победе Трампа», – констатировали вчера западные аналитики. «Как и в случае с брекзитом, опросы и ставки букмекеров указывали на то, что такого случиться не может», – приводит агентство Bloomberg слова аналитика банка Julius Baer Марка Мэттьюза.
Победа непредсказуемого политика внесла на рынки неопределенность. А аналитики уверены, что из-за «фактора Трампа» увеличение учетной ставки в США в ближайшие месяцы практически исключено. Федрезерв может даже воздержаться от увеличения ставок, не исключает стратег Nomura Holdinhs Джордж Гонкальвес.
Аналитики гадают, какая часть предвыборной риторики Трампа может воплотиться в реальные дела. В конце октября Дональд Трамп назвал основные пункты своего плана действий на первые 100 дней президентства. В этом «контракте с американским избирателем» новый глава Белого дома ставит действительно амбициозные цели. Одна из них – пересмотр торговых соглашений. «Я заявлю о своем намерении полностью пересмотреть условия Соглашения о Североамериканской зоне свободной торговле (North American Free Trade Agreement – NAFTA), одного из худших торговых соглашений в истории нашей страны… или выйти из него согласно статье 2205. Я объявлю о предстоящем выходе из Транстихоокеанского партнерства (ТТП), грозящего нашей стране настоящей катастрофой», – обещал кандидат от республиканцев.
Также экономический план нового главы Белого дома включает в себя стабильный экономический рост на 4% в год и создание 25 млн рабочих мест за 10 лет. «Сейчас наши рабочие места уходят из страны. Они уходят в Мексику, в другие страны. Это одностороннее движение», – замечал он в своей предвыборной речи. Добиваться таких перемен Дональд Трамп намерен за счет упрощения налогообложения для среднего класса, а также ослабления регулирования и снятия ограничений на американскую энергетику. «Я сниму ограничения на разработку американских энергоресурсных резервов, включая сланцы, нефть, газ и уголь. Это 50 трлн долл. и множество рабочих мест», – указывал он.
План Трампа предполагает усиление протекционизма ради стимулирования производства внутри страны. «Закон о борьбе с переносом производства. Он установит пошлины, которые станут для компаний стимулом не переносить производство в другие страны, увольняя рабочих… Поэтому (мы) введем такие пошлины, чтобы это поведение не оставалось безнаказанным», – обещал теперь уже избранный президент.
Подобный протекционизм может вызвать виток «торговых войн» с Китаем и подорвать мировой экономический рост. А снятие барьеров в нефтегазовой сфере наверняка приведет к росту производства и падением нефтяных котировок.
«С Трампом перспективы роста мировых цен выглядят несколько слабее, потому что он за протекционистскую политику, и в частности будет больше поддерживать производителей сланцевой нефти в США. А США являются замыкающими в мировом энергетическом балансе. От объема производства сланцевой нефти очень сильно зависят цены на нефть. Поэтому ситуация на нефтяном рынке может осложниться в долгосрочной перспективе», – цитирует РИА Новости аналитика Sberbank Investment Research Валерия Нестерова.
В свою очередь, в Кремле победу республиканца на выборах в целом восприняли благосклонно. В частности, как считает советник президента РФ Сергей Глазьев, новый глава государства вполне может пойти на отмену антироссийских санкций. «Я думаю, Трамп как прагматичный человек отменит антироссийские санкции, которые наносят ущерб и американскому бизнесу», – сказал он в интервью ТАСС. Схожие надежды выразил вчера и глава ВТБ Андрей Костин. При этом советник российского президента исключает возможность появления «черных лебедей» в связи с победой Трампа.
Победа Трампа означает для России значительные риски, масштаб которых еще предстоит осмыслить, спорит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Во-первых, это риск дестабилизации мировой экономики из-за торговых войн, которые может инициировать Трамп. А также риск падения нефтяных цен из-за снятия ограничений на добычу, которых уже давно добивается американский бизнес», – перечисляет эксперт на своей странице в Facebook. В свою очередь, у российской экономики запас прочности слабеет – резервов становится все меньше, а зависимость от сырья сохраняется, продолжает он.
«Учитывая, что действия Трампа в ближайшие полгода будут менее предсказуемыми, чем действия Клинтон, волатильность финансовых рынков увеличится, что может привести к оттоку инвестиций с развивающихся рынков, и в том числе с российского», – обращает внимание директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. Если же вместе с увеличением рыночной волатильности в декабре 2016 года Федрезервом США будет повышена ставка, то это негативно повлияет на курсы валют всех развивающихся стран, полагает эксперт.
Протекционистские планы нового президента в первую очередь сделают уязвимым китайский рынок. «Желание Трампа защитить американских производителей и ввести пошлины для производителей из других стран, вполне вероятно снизит товарооборот США с Китаем, что негативно отразится на китайской экономике», – предупреждает Коптелов. И такой поворот, продолжает эксперт, в свою очередь, обрушит цены на нефть, к которым столь чувствительна российская экономика.
«Для РФ стремление Трампа способствовать развитию американской нефтегазовой промышленности негативно», – соглашается аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. «Это обострит конкуренцию на глобальном рынке, и российские экспортеры нефти и газа потеряют преимущество. В крайнем случае прибыль госмонополий, ориентированных на внешние рынки, сократится в 2–3 раза», – не исключает он.