0
16513
Газета Экономика Интернет-версия

09.11.2016 00:01:00

Новое урезание пенсий заложили в будущий трехлетний бюджет

Тэги: минфин, бюджет, регионы, пенсии, сокращение, совет федерации


минфин, бюджет, регионы, пенсии, сокращение, совет федерации Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступает против резкого сокращения дотаций субъектам РФ. Фото РИА Новости

В правительственном проекте бюджета на ближайшие три года спрятано много неприятных сюрпризов и нестыковок. Часть из них  обнаружилась на парламентских слушаниях в Совфеде. Так, глава Счетной палаты (СП) Татьяна Голикова указала на запланированное сокращение реальных пенсий и рост бедности, которые почему-то соседствуют с обещаниями роста потребления. 

Несмотря на растущие долги регионов, Минфин предлагает сокращать помощь субъектам РФ. О таких удивительных свойствах бюджета на трехлетку говорили вчера в Совфеде, обсуждая проект бюджета-2017. Главный финансовый документ страны основан на предположении восстановления экономического роста на фоне роста потребления и большего инвестирования средств российскими компаниями.

 Такие надежды правительства, в частности, вызвали вопросы у Счетной палаты. Вчера глава СП Татьяна Голикова заявила, что видит риски недостижения темпов роста ВВП РФ в 2017–2019 годах, заложенных в базовом прогнозе Минэкономразвития, на основании которого представлен проект бюджета-2017. «Существуют риски недостижения прогнозируемых объемов и темпов роста ВВП в 2017–2019 годах в связи с недостаточной обоснованностью в прогнозе факторов, обеспечивающих восстановление экономического роста в плановом периоде», – сказала Голикова. Отметим, в соответствии с базовым вариантом прогноза Минэкономразвития рост ВВП РФ в 2017 году должен составить 0,6%, в 2018-м – 1,7%, в 2019 году – 2,1%.

Ожидается также, что начиная с 2018 года положительный вклад в экономический рост будут вносить инвестиции в основной капитал, обратила вчера внимание Татьяна Голикова. «Предполагается, что рост инвестиций в основной капитал будет происходить за счет наращивания частных инвестиций, одним из источников которых должны стать собственные средства предприятий. Но одного факта наличия доступных финансовых ресурсов недостаточно для того, чтобы компании приступили к инвестициям», – считает она. В частности, по итогам 2015 года величина прибыли организаций увеличилась по сравнению с 2014-м на 19,9%. «Но это характеризовалось значительным (на 8,4%) сокращением инвестиционной активности. Первое полугодие 2016 года говорит о том же: прибыль возросла на 7,4%, инвестиции сократились на 4,3%», – напомнила председатель Счетной палаты.

По планам правительства ожидается также, что положительный вклад в экономический рост в 2017–2019 годах должен внести и потребительский спрос. При этом из прогноза неясно, за счет каких факторов будет обеспечиваться планируемый рост конечного потребления, указывают в СП. «За 2017–2019 годы прогнозируется лишь незначительное увеличение реальных располагаемых доходов населения (на 1,5%), реальной заработной платы (на 4%) и продолжение снижения реального размера среднегодовой пенсии (на 2,1%)», – напоминает глава СП. «И в связи с этим ожидания, что внутренний потребительский спрос будет расти более высокими темпами (увеличение оборота розничной торговли на 3,5%), представляются не в полной мере обоснованными», – подчеркивает Голикова.

«Еще одним фактором увеличения потребительского спроса должен стать рост потребительного кредитования в 2017–2019 годах, который, по мнению правительства, возобновится «по мере стабилизации экономической ситуации и восстановления потребительской уверенности населения», – напомнила Голикова. Однако и здесь в СП видят риски в предположении Минфина о восстановлении потребительского кредитования. «Это связано с неизменностью в ближайшей перспективе сберегательной модели поведения населения», – объясняют в ведомстве.

Помимо прочего расходятся оценки СП и по доходной части бюджета. Причем расхождения касаются как федерального, так и региональных бюджетов. «Мы расходимся по нашим оценкам с Минфином. По федеральному бюджету мы прогнозируем более существенное поступление доходов. Соответственно на 89,9 млрд, 76,1 млрд и 80,3 млрд руб. на 2017–2019 годы», – сказала вчера Голикова. Она также обратила внимание на наличие расхождений между расчетами Минфина и территориальными представительствами федеральных органов исполнительной власти, которые дают оценки по планированию доходов бюджетов субъектов РФ. «Расхождения сегодня по планируемым оценкам бюджетов субъектов и тому, что планирует Минфин, по годам составляет 547 млрд руб., 560 млрд и 580 млрд руб.», – сообщила Голикова, поясняя, что такие расхождения вначале приводят к занижению доходов и расходов бюджетов субъектов РФ. «А потом – к увеличению расходов бюджетов и ежегодному их неисполнению. И эта сумма практически постоянна – от 600 млрд до 700 млрд руб.», – подчеркивает Голикова. В итоге, указывают в СП, подобные расхождения приводят к увеличению заимствований, росту долга и расходов на обслуживание долга.

О росте долговых обязательств для регионов предупреждают и независимые экономисты. «Без учета перераспределяемых средств налога на прибыль общий объем трансфертов в регионы существенно сокращается – в среднем на 7,5% в год в реальном выражении», – сообщают в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). С учетом же крайне сложной ситуации в сфере региональных финансов, а также значительной доли трудно сокращаемых социальных расходов, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, снижение федеральных трансфертов может привести к волне региональных бюджетных кризисов, предупреждают в организации.

В настоящий момент уровень госдолга регионов уже достиг 2,3 трлн руб., а к концу текущего года может увеличиться до 2,5 трлн руб. Об этом сообщила вчера спикер СФ Валентина Матвиенко. «В 14 регионах он превысил объем бюджетных доходов. Сложное положение усугубляется интенсивной передачей на их уровень не обеспеченных финансированием полномочий»,   – указала она.

И на фоне растущего дефицита и госдолга субъектов РФ в Минфине предлагают сокращать размеры бюджетных кредитов в ближайшую трехлетку. «Мы не можем согласиться с планами правительства о сокращении выделяемых регионам бюджетных кредитов», –  заявила спикер СФ. По ее словам, на 2017 и 2018 годы расходы на кредиты субъектам РФ запланированы в объеме 100 млрд руб., что в три раза меньше, чем на эти цели выделено в текущем году. «Предлагаю зафиксировать объем межбюджетных трансфертов и установить мораторий на его сокращение хотя бы в течение трех бюджетных лет», – предложила Матвиенко.

Помимо сокращения межбюджетных трансфертов сенаторов беспокоит и снижение со следующего года на 30% норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Федерации с одновременным увеличением норматива зачисления указанных акцизов в федеральный бюджет. «Это, конечно же, приведет к снижению объемов финансирования региональных дорожных фондов, что противоречит указаниям президента РФ, который поручил удвоить ремонты федеральных и региональных дорог», – напомнила спикер СФ.

В результате несбалансированности региональных бюджетов субъекты РФ «вынуждены идти за кредитами в коммерческие банки, где расходы на обслуживание долга «выливаются в очень приличную копеечку». «Считаю, что мы должны в целом изменить подходы к коммерческому кредитованию регионов. Риски для банков здесь на порядок ниже, а следовательно, и процент по кредитам должен быть меньше», – предложила сенатор.

Вместе с тем в Минфине еще не исключают возможности корректировки бюджетных кредитов ко второму чтению. «Мы готовы работать ко второму чтению по этой позиции», – сказал вчера глава Минфина Антон Силуанов.

Ранее о растущим госдолге регионов указывали и в Национальном рейтинговом агентстве (НРА). По оценкам агентства, только по итогам восьми месяцев этого года около 10 регионов России находились в «красной зоне», означающей сочетание существенного бюджетного дефицита и высокого уровня долговой нагрузки. Причем, как отмечали в НРА, регионы РФ с максимальной долговой нагрузкой и хроническим дефицитом бюджета продолжают наращивать госдолг и делают это зачастую за счет бюджетных кредитов. «Рост долговой нагрузки в проблемных регионах может быть связан с тем, что регионы воспринимают бюджетные кредиты не в качестве инструмента реструктуризации долговой нагрузки, а в качестве дополнительных денег из федерального бюджета для решения текущих задач», – отмечали в агентстве. И решение проблемы госдолга данных регионов в скором времени будет абсолютно невозможно без кардинальных мер федерального Центра, заключали в НРА.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
1415
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
1386
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
1882
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
1077

Другие новости