Главу ЦБ Эльвиру Набиуллину и министра финансов Антона Силуанова призывают не перегибать палку. Фото с сайта www.kremlin.ru
В Международном валютном фонде (МВФ) напомнили России о таком, видимо, почти забытом понятии, как экономический рост. Специалисты фонда в целом поддерживают проводимую российским Минфином политику урезания расходов. «Однако главное – чтобы жесткая консолидация не навредила в перспективе экономическому росту», – говорят они. Также МВФ дает совет Центробанку (ЦБ) воздержаться от жесткой денежно-кредитной политики (ДКП).
России сегодня целесообразнее проводить более мягкую денежно-кредитную политику и избегать чрезмерного ужесточения бюджетной политики. Об этом вчера сообщили специалисты МВФ в своем докладе, посвященном экономикам стран Центральной и Восточной Европы.
«Хотя укрепление цен на сырьевые товары и помогает российской экономике, она все еще находится в состоянии рецессии и не полностью использует свой потенциал», – утверждают авторы доклада. Поэтому чрезмерное ужесточение бюджетной политики представляется преждевременным, замечают они. Также в МВФ советуют для поддержки экономического оздоровления и компенсации жесткого бюджетного подхода продолжить смягчение денежно-кредитной политики, «но лишь темпами, соразмерными снижению базовой инфляции и инфляционных ожиданий».
Другими словами, возглавляемый Кристин Лагард фонд намекнул Минфину и Центробанку на необходимость более взвешенного подхода к экономическому управлению: борьба с дефицитом и инфляцией – это, конечно, хорошо, но не ценой экономического роста и деловой активности.
Центробанк, напомним, неоднократно объявлял о сохранении умеренно-жесткой денежно-кредитной политики (см. «НГ» от 31.10.16). Цель главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной – снижение инфляции к концу 2017 года до 4%. При этом уже сейчас, судя по официальной статистике, инфляция в России находится на историческом минимуме. Центробанк не раз становился объектом критики со стороны бизнес-сообщества, ведь высокие ставки по кредитам препятствуют развитию.
Может показаться, что к российскому Минфину у МВФ чуть меньше претензий, чем к ЦБ. По крайней мере проводимую ведомством Антона Силуанова политику по консолидации бюджета, сокращению дефицита и заморозке расходов в фонде в целом считают верной. Однако бюджетная оптимизация не должна пресекать зарождающийся рост экономики, обращают внимание специалисты МВФ. «Сейчас важно сконцентрироваться на балансировке уже проводимой консолидации. Консолидация должна проводиться, но проводиться на основе принципов, которые не подвергают опасности стабилизацию экономики», – пояснил вчера представитель МВФ в России Габриэль Ди Белла, выступая на конференции в Ассоциации европейского бизнеса.
В самом правительстве о таком понятии, как уверенный экономический рост, похоже, забыли. Так, согласно долгосрочному бюджетному прогнозу Минфина, отечественная экономика в ближайшие примерно 20 лет в лучшем случае будет расти на 2,1% в год. Такой рост скорее можно назвать стагнацией, чем полноценным экономическим развитием (см. «НГ» от 31.10.16). Особенно если учесть, что мировая экономика сейчас растет на 3% в год. Получается, российская экономика в ближайшие 20 лет будет отставать от всего мира.
Переход российских чиновников к своего рода стагнационному мышлению ранее предсказывали в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Отказ от структурных преобразований приведет к тому, что вплоть до 2035 года экономический рост не превысит 3%, указывали в ЦМАКПе. «При таких темпах экономического роста ресурсов государства и общества в целом будет недостаточно для решения важнейших задач в сфере борьбы с бедностью и неравенством, развития инфраструктуры, модернизации производственного аппарата и т.д.», – пояснял руководитель направления ЦМАКПа Дмитрий Белоусов (см. «НГ» от 05.10.16).
По мысли же МВФ, даже из западных санкций Россия теоретически могла бы извлечь пользу. «Сохранение антироссийских санкций стимулирует экономику РФ приспосабливаться и искать другие пути», – говорит Габриэль Ди Белла.
Теоретически санкции, как и кризис, можно назвать окном возможностей. Легко расти, когда открыты рынки капитала и цены на нефть достигают 100 долл. за баррель: в таких условиях для экономического роста почти не требуется усилий. А санкции и кризис могут стать поводом провести диверсификацию, изменить подход к экономическому управлению. Другой вопрос, что будет делать государство, чтобы выйти из кризиса, готово ли оно воспользоваться окном возможностей?
Пока создается впечатление, что российскому правительству проще обвинить неблагоприятную конъюнктуру в проколах экономического госуправления, чем изменить свой подход. Например, судя по докладу Минэкономразвития по оценке эффективности госпрограмм РФ за 2015 год, одним из главных обоснований невозможности исполнения тех или иных целей по госопрограммам становится ухудшение экономической ситуации в стране и мире.
«Сказать, что санкции – это 100-процентный позитив, нельзя», – говорит замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева. Но она уточняет, что некоторая польза от них все же есть: «Они стимулируют внутренний спрос и заставляют бизнес развиваться. Однако не в каждой сфере можно адаптироваться быстро под текущие условия, в ряде случаев ситуация требует развития собственных технологий, строительства заводов и т.д.».
При этом, как замечает ведущий специалист компании «Алор Брокер» Евгений Корюхин, никакие санкции не оказывают такого негативного влияния на экономику, как цены на энергоносители. Влияют, по его словам, и внутренние ограничения для развития бизнеса: правовой нигилизм, недоступность финансовых ресурсов. «За тучные годы страна накопила миллиарды долларов в иностранных ценных бумагах, при этом внутри страны так и не удалось создать выгодный механизм финансирования для рядового предпринимателя», – говорит Корюхин.
Как считают эксперты, рекомендации МВФ свидетельствуют о том, что власти РФ должны проводить в первую очередь согласованную денежно-кредитную и бюджетную политику, учитывая текущее состояние экономики и формируя факторы роста. «Несогласованные действия приводят к тому, что мы не видим улучшений в экономике», – замечает завкафедрой финансового менеджмента Российского экономического университета им. Плеханова Константин Ордов.
По словам аналитика компании «Финам» Тимура Нигматуллина, сегодня российская экономика находится в так называемой ловушке «среднего дохода», и выбраться из нее можно, лишь изменив структуру экономики в пользу отраслей с высокой добавленной стоимостью, которые обычно требовательны к наличию дешевых кредитов.