Замглавы Минфина Максим Орешкин уверен в востребованности отечественных ценных бумаг. Фото Руслана Шамукова/ТАСС
Российские власти ожидают, что ближайшие несколько десятилетий страна будет жить с дефицитным бюджетом. И если раньше дефицит в основном покрывался за счет резервов, то со следующего года основным источником его покрытия должны стать заимствования как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Таков «план А» Минфина по спасению бюджета от окончательной разбалансировки. В ведомстве уверены: это решение настолько хорошее, что «план Б» стране даже не понадобится. Это можно понимать так: у властей нет запасного варианта действий на случай, если российские долговые бумаги окажутся не востребованы ни на внешнем, ни на внутреннем рынке. Эксперты предупреждают: идея по превращению России в долговой супермаркет опасна.
Пока дефицит бюджета финансируется в основном за счет внутренних источников. Но в следующем году будет иначе, сообщил замглавы Минфина Максим Орешкин на вчерашней конференции международного рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P). «В следующем году мы здесь будем увеличивать объемы заимствований», – сказал он. Причина такого решения проста: объемы резервов подходят к концу, источников покрытия дефицита у властей остается все меньше.
В проекте федерального бюджета на ближайшую трехлетку уже прописан такой маневр. Как указано в документе, в следующем году Минфин планирует занять на внешнем рынке около 7 млрд долл. А в 2018 и 2019 годах – уже по 3 млрд долл. На внутреннем рынке власти рассчитывают в течение трехлетки занимать по 1 трлн руб. ежегодно. От подушки безопасности при этом почти ничего не останется. Так, в 2017 году из Резервного фонда планируется забрать около 1,15 трлн руб. на финансирование бюджетного дефицита, что фактически будет означать его исчерпание. Из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в следующем году на покрытие дефицита используют 660 млрд руб.
К слову, ранее Минфин ухудшил ожидания по дефициту федерального бюджета на 2016 год. Теперь в ведомстве Антона Силуанова ожидают дефицит в размере 3,2 трлн руб., или 3,9% ВВП по итогам года. При этом президент Владимир Путин ранее не раз обозначал предельный размер дефицита – 3% ВВП.
Дефицитным остается и бюджет на следующую трехлетку. В частности, согласно проекту Минфина, в следующем году дефицит составит 2,7 трлн руб., или 3,16% ВВП. При этом в 2018 году дефицит сократится до 2,2%, а в 2019-м – до 1,2% ВВП. Однако жить с бюджетным дефицитом РФ, похоже, придется не одно десятилетие. Как следует из бюджетного прогноза Минфина, расходы российской казны будут превышать доходы вплоть до 2034 года (см. «НГ» от 31.10.16).
При этом непонятно, а что будет делать правительство в случае, если предполагаемый объем заимствований не будет обеспечен рынком. Похоже, власти пока и сами не знают ответа. Так, на вопрос, есть у министерства запасной «план Б» на случай, если российские долговые бумаги не будут востребованы рынком, замглавы Минфина вчера ответил: «У нас очень хороший «план А». Не видим причин, почему бы его («план А». – «НГ») пересматривать». И, судя по его словам, в первую очередь надежда возлагается на увеличение доли российских инвесторов.
«Мы ожидаем, что большая часть увеличения программы заимствований будет выкуплена российскими участниками, что в большей степени заимствования в национальной валюте будут обеспечены сбережениями в национальной валюте», – сообщил замминистра финансов Максим Орешкин. Он напомнил, что раньше большая часть вложений в облигации федерального займа (ОФЗ) приходилась на иностранных инвесторов. В итоге получается, что Минфин не слишком опасается форс-мажорного развития ситуации.
Что примечательно, в министерстве как будто не видят особых угроз для экономики РФ. «Россия в текущем своем состоянии гораздо меньше зависит от внешних рисков, чем она зависела два-три года назад.
Если будет какое-то неординарное событие на глобальных рынках, на Россию это все оказывает гораздо меньшее влияние», – уверяет Орешкин. Хотя он признал, что некоторые внешние факторы до сих пор значимы для российской экономики. Это нестабильная ситуация на нефтяном рынке, размер ставок в развитых странах, состояние экономики Китая. О значении внутренних рисков для экономики РФ в правительстве как будто забывают.
Решение о наращивании заимствований спорное, считают эксперты «НГ». «Россия может позволить себе жить в кредит, так как рост долговой нагрузки в РФ незначительный и составляет не более 14% ВВП (суверенный долг)», – говорит замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева. Однако такая жизнь может оказаться для РФ слишком дорогой. «Ставки по российским бондам высоки, в среднем 8,5%. Так что наращивать заимствования быстрыми темпами нельзя, иначе негатив от роста долга будет выше пользы, которую принесут эти деньги», – поясняет аналитик.
«Если мы подойдем к ситуации неконтролируемого увеличения долга, который будет происходить на фоне ухудшающейся ситуации в мировой экономике, то стоимость обслуживания этого долга будет быстро расти, что приведет к давлению на российский бюджет», – продолжает аналитик компании «Финам» Богдан Зварич. И если с рублевыми долгами эту проблему можно решить через девальвацию национальной валюты, то с обязательствами, номинированными в иностранной валюте, ситуация при ослаблении рубля будет только ухудшаться, замечает эксперт. «Идея по превращению РФ в долговой супермаркет опасна для страны, уже проходившей в 1998 году через дефолт и затратившей 15 лет на погашение внешних долгов. А учитывая непредсказуемость движения нефтяных котировок в перспективе полутора-двух лет, говорить о стабильном развитии экономики не приходится», – обращает внимание замначальника аналитического отдела компании «Солид» Азрет Гулиев.
«Очевидно, в случае если реализация плана заимствований в утвержденном объеме будет невозможна, в качестве запасного варианта власти пойдут на кардинальное сокращение бюджетных расходов», – ожидает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. Вместе с тем опрошенные экономисты, так же как и чиновники Минфина, в целом не сомневаются в востребованности на рынке российских долговых бумаг.
Что же касается рассуждений Минфина об основных угрозах для российской экономики, то часть экспертов в общем и целом поддерживали позицию чиновников. «Именно внешние факторы я бы назвал основными. Да, внутри страны тоже много рисков, которые влияют на экономику, и с ними надо работать, однако внешние факторы в текущий момент слабо предсказуемы. То есть реализация внешних рисков может случиться внезапно, и России надо быть к этому готовой», – подчеркивает Зварич.
Хотя с такой позицией согласны не все. «Проблемы российской экономики по большей части все же внутренние и связаны с ее структурой, с низким уровнем конкуренции и доминированием госсектора. Это не дает возможности быстрой перенастройки экономики под изменившиеся условия внешней конъюнктуры», – замечает экс-зампред ЦБ, профессор Академии народного хозяйства и госслужбы Константин Корищенко.
Проблема России в том, что нашей экономике так и не удалось слезть с нефтяной иглы за тучные годы, при том что собственные производственные мощности, способные производить высокотехнологическую продукцию во многих отраслях, так и не были созданы, продолжает Коптелов. И как он говорит, «в результате, не имея прочной производственной базы, построенной на собственном высокотехнологическом производстве, интегрированном в мировые рынки, российская экономика будет постоянно нести потери от реализации внешних угроз».