Далеко не каждый выпускник детского дома сразу получает жилье. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Государство все чаще отказывается от своих обязательств по выделению жилья сиротам. За последний год очередь на жилье из бесквартирных выпускников детдомов увеличилась на 20%. Региональные власти выделяют детдомовцам все меньше жилья, а нередко «поселяют» их в не пригодные для проживания постройки. В стране числится почти 230 тыс. бесквартирных сирот. Таковы данные аудиторов Счетной палаты (СП) по результатам проверки на местах выполнения обязательств государства.
Аудиторы ведомства Татьяны Голиковой обнародовали вчера на коллегии СП неутешительные данные по обеспеченности жильем детей-сирот. По закону при достижении 18-летия такому гражданину РФ, в случае если у него нет собственного, жилье должно предоставляться за счет средств регионального бюджета.
Однако на практике это происходит далеко не всегда, и в РФ не только не уменьшается, но даже растет очередь из желающих обрести свой дом сирот.
«Мы видим, что темпы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не соответствуют темпам роста численности нуждающихся в обеспечении жильем. В результате задолженность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не снижается», – сообщил вчера на коллегии аудитор СП Владимир Катренко. И анализ ситуации, складывающейся в 2016 году, не позволяет прогнозировать тенденцию снижения задолженности перед детьми-сиротами, продолжает он.
В частности, как указывают в СП, всего на сегодняшний день на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жильем находится около 230 тыс. детей-сирот. Причем за 2014-м–2015 годы их численность выросла на 15%. При этом, продолжают в ведомстве Голиковой, число детей, для которых уже наступил срок предоставления им жилья, но которое так и не было ими получено, также увеличивается – на 21% на начало 2016 года, составив таким образом 140 тыс. человек.
В свою очередь, число сирот, обеспеченных квартирами и домами, хотя и сокращается, но достаточно медленно. Так, за два года число нуждающихся в жилье сирот уменьшилось лишь на 1,38 тыс. человек, или на 4,8%. В 2015 году было обеспечено 27 тыс. человек, а в 2014 – 28,3 тыс. человек, подчеркивают в ведомстве.
При этом те, кто в итоге получает жилье, зачастую становятся собственниками лишь по решению суда. «Во всех регионах более 95% жилых помещений предоставляются детям-сиротам по судебным решениям», – отметил Катренко. В частности, по данным Федеральной службы судебных приставов, только на 1 июля 2016 года количество неоконченных исполнительных производств, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам, составило 21,5 тыс. Заметим, в январе 2014-го таковых было около 14,7 тыс., а через год – в январе 2015-го – уже 16 тыс.
В то же время нельзя сказать, что регионы экономят на жилье для детей-сирот. Как показала проверка СП, приоритетным способом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 48 регионах являлось приобретение жилья. При этом половина его приобреталась на вторичном рынке, сообщают в ведомстве Голиковой. «Учитывая, что средняя стоимость приобретения жилья на первичном рынке в 2015 году составила 51,5 тыс. руб. за кв. метр общей площади, а на вторичном рынке – 56,3 тыс. руб., по оценке Счетной палаты, экономия от приобретения нового жилья составила бы около 1 млрд руб.», – отметил Владимир Катренко.
В итоге выливается такая «экономия» в приобретение для бывших детдомовцев аварийных и непригодных для жизни домов и квартир. «Установлены факты предоставления недостаточно качественных жилых помещений, приобретаемых на вторичном рынке жилья в многоквартирных домах 1948–1972 годов постройки, с высокой степенью износа, требующих ремонта. Так, в Смоленской области в 6 из 31 осмотренного в ходе проверки жилого помещения требуется ремонт газового отопления, труб водоснабжения, ремонт санузлов и потолков», – указывают в СП. Предлагаются сиротам квартиры без ванной, подключенной мойки на кухне и без нормальной входной двери. Причем за такое сомнительное помещение казна заплатила около 760 тыс. руб., приводят пример аудиторы.
Чуть ранее свои неутешительные выводы по обеспечению жильем сирот опубликовала и Генеральная прокуратура РФ. Согласно данным надзорного ведомства, только с 2014 по 2016 год в ходе прокурорских проверок было установлено свыше 83 тыс. нарушений жилищных прав детей-сирот. Как сообщают в Генпрокуратуре, наиболее печальная ситуация сегодня складывается в сибирских регионах и на Кавказе. «В частности, в Кемеровской области ожидают получения жилья почти 10 тыс. сирот, в Иркутской – 8,3 тыс., а в Забайкальском крае – 5,1 тыс.», – сообщала «Газета. ру» со ссылкой на данные ведомства. Есть и более вопиющие случаи. Так, по 10 лет без крыши над головой живут бывшие детдомовцы из Кабардино-Балкарии, Забайкальского края и Омской области. «В Республике Ингушетия с 2012 года такое жилье не предоставляется вовсе. Между тем на 1 июля текущего года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит свыше тысячи человек», – подчеркивают прокуроры.
Причем в ведомстве такую ситуацию прямо связывают с разворовыванием средств, предназначенных на покупку домов и квартир сиротам. «В Свердловской области расследуется уголовное дело по факту хищения более 4,4 млн руб., выделенных из областного бюджета на строительство квартир для детей-сирот», – говорят прокуроры.
Помимо прочего, региональные власти и вовсе иногда не учитывают детей, оставшихся без родителей как сирот. А значит, деньги на них из бюджета также вовремя не выделяются. «В Москве количество несвоевременно выделенных и включенных в список детей-сирот в 2015–2016 годах составило 221 человек, в Воронежской области – 110, а в Краснодарском крае – 97», – перечисляют в Генпрокуратуре.
По мысли опрошенных «НГ» экспертов, ситуация с обеспечением жильем детей-сирот ухудшается по нескольким причинам. «С одной стороны, ни один из уровней власти не желает заниматься решением данного вопроса, перекладывая эту задачу на плечи нижестоящих инстанций. Федеральный Центр делегировал полномочия регионам, а те в спустили функции на муниципальный уровень», – говорит адвокат Олег Сухов. С другой стороны, продолжает он, постоянно увеличивается и количество самих сирот, нуждающихся в жилье. «Осложняет ситуацию и неуклонное снижение в последние годы уровня бюджетной обеспеченности субъектов Федерации», – говорит доцент кафедры госуправления Российского экономического университета им. Плеханова Кирилл Парфенов.
Налицо и коррупционная составляющая, продолжают эксперты. «Факты говорят о том, что покупать или строить новое жилье целесообразнее, но в приоритете закупок по-прежнему остается вторичка. Это наводит на мысли о том, что бюджеты на эти цели могут осваиваться не до конца прозрачно», – не исключает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
«Жилье, предназначенное для детей-сирот, ежегодно высвобождается. Например, только в Москве в муниципальных квартирах проживает значительное число одиноких пенсионеров. По идее впоследствии их квартиры должны переходить в жилой фонд государства и распределяться между очередниками. Однако это жилье в фонд, как правило, не попадает по причине того, что местные власти не спешат сообщать в вышестоящие инстанции о высвобождении квартир», – обращает внимание директор Института отраслевого менеджмента Академии народного хозяйства и госслужбы Елена Иванкина. В итоге такие квартиры уходят в другие руки. По мысли эксперта, ситуацию могла бы исправить прозрачная система и электронный учет жилых площадей. «У муниципалитетов должны быть собственные жилые фонды, которые могут включать новостройки, выкупленные государством у граждан за долги, нераспроданное жилье. Пока такого фонда нет», – заключает Иванкина.