Многим европейцам не нравятся соглашения ни с Канадой, ни с США. Фото Reuters
Премьер-министр Бельгии Шарль Мишель сообщил в микроблоге Twitter, что все региональные парламенты страны готовы одобрить до полуночи пятницы всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение между Евросоюзом и Канадой (CETA). Наблюдатели считают, что это откроет дорогу и Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству, которое означает победу глобалистов.
Планировалось, что соглашение между ЕС и Канадой, которое готовили семь лет, будет подписано в минувший четверг, но из-за позиции нескольких регионов Бельгии саммит в Брюсселе сорвался. Власти Валлонии, а потом и столичного региона отказались ставить свою визу, посчитав, что не все их требования были учтены в подготовленном к подписанию документе («НГ» писала об этом в номере от 25.10.16).
Глава правительства Валлонии Поль Маньетт говорил, что в проекте договора недостаточно ясно оговорены вопросы защиты рынка труда, а также экологические и потребительские стандарты.
Теперь, если все три региона страны согласятся с договором, то в соответствии с бельгийской Конституцией документ сможет одобрить и федеральное правительство. Это означает, пишет немецкая DW, что ЕС и Канада теперь могут двигаться вперед с одним из самых амбициозных и далеко идущих торговых соглашений в мире. Сторонники CETA отмечают, что оно позволит устранить торговые ограничения между Канадой и ЕС, отменив 98% существующих торговых пошлин. «По данным ЕС, договор позволит увеличить ВВП на 12 млрд евро в год, а объем взаимной торговли увеличится примерно на 25%», – пишет Bloomberg.
А вот у противников CETA, которых немало в Европе и которые не останавливают демонстрации протеста в разных странах, – черный день. СЕТА для критиков олицетворяет негативные последствия глобализации. Они опасаются, что договор ухудшит стандарты качества сельхозпродукции и сделает нерентабельной работу местных мелких фермерских хозяйств, а также откроет дорогу частным компаниям в сфере муниципальных услуг.
«В нынешнем виде соглашение выгодно только многонациональным компаниям, – говорил валлонский спикер Андре Антуан. – Мы хотим защитить наших сограждан, сделать их благополучнее, улучшить социальные условия и окружающую среду. Но теперь мы можем только обогатить богатых».
Из-за своего протеста Валлония, население которой составляет всего 4,5 млн человек, в последние дни была своего рода оплотом противников договора, ее поддерживали не только рядовые европейцы, но и политики, предприниматели, которые возражают против CETA и опасаются, что после его подписания последует договор и с США. А DW отмечает, что это первый подобный договор Евросоюза со странами G7, и напоминает, что ЕС продолжает переговоры и с США, и с Японией.
Валлонская заминка еще долго будет аукаться Евросоюзу, который обвинили в недоговороспособности. «Европейский союз показал, что он не может быть международным партнером на переговорах», – заявил немецкой радиостанции Deutschlandfunk вице-президент Европейского парламента Александр Ламбсдорфф. Он весьма неуважительно отозвался о валлонских мятежниках, заявив, что они должны «слезть с пальмы, на которую забрались, и проявить готовность подписать проект договора».
По словам председателя консерваторов в Европарламенте Манфреда Вебера, было грубой ошибкой позволить всем парламентам в Европе проводить голосование по соглашению. «Нельзя, чтобы один маленький регион блокировал решение всей Европы», – сказал он. А социал-демократ Бернд Ланге отметил, что после провала подписания соглашения с Канадой ЕС должен серьезно пересмотреть весь процесс принятия решений и механизмов создания консенсусов.
Вероятно, эту ошибку устранят перед началом нового раунда переговоров об участии стран ЕС в Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTИП). Хотя сейчас в числе противников ТТИП числятся не только десятки и сотни тысяч демонстрантов, но и президент Франции Франсуа Олланд, министр экономики Германии Зигмар Габриэль – это известные фигуры, с которыми, как говорится, можно работать. Гораздо сложнее, когда в оппонентах могут оказаться несколько десятков парламентов с сотнями депутатов.
Эксперты, правда, считают, что оппозиция TTИП будет гораздо сильнее, чем противостояние с CETA. «Договор с канадцами – это торговое соглашение, и у TTИП есть принципиальнейшее отличие от него. Хотя проект TTИП в лучших традициях западной демократии засекречен, тем не менее из утечек можно сделать вывод, почему он вызывает такое отторжение. Именно в ТТИП содержатся положения о свободе инвестиций и создании органов корпоративного арбитража, – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – То есть любое юридическое лицо может подать в арбитражный суд иск против правительства одной из стран – членов ЕС, если посчитает, что его политика наносит компании финансовый ущерб. То есть вопросы будут решаться не национальными и даже не международными, а корпоративными судами, то есть самими глобальными корпорациями».