Почти половина студентов оплачивают обучение из семейного бюджета. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
Платная учеба в России вовсе не является гарантией качества или полезности получаемого образования. Многие выпускники разочарованы платными услугами вузов и считают, что зря потратили деньги. Лишь около 40% думают иначе. При этом более двух третей выпускников работают сегодня не по специальности.
Уже почти половина россиян (45,4%) самостоятельно оплачивает свою дорогу к знаниям. Треть (33,9%) открыто выражают свое недовольство платным образованием и говорят, что лучше было бы потратить эти средства на что-нибудь другое. Таковы результаты опроса, проведенного порталом Avito.
В исследовании приняли участие около 1,8 тыс. человек, большинство из которых (68,1%) люди в возрасте от 18 до 35 лет, то есть как раз те, кто или недавно получил образование, или еще учится. 50,2% из них уже получили диплом о высшем образовании, 13,6% отметили, что у них неполное высшее, а у 28,6% – среднее профессиональное.
По данным Министерства образования, в 2015/16 учебном году в России было 530 государственных и 366 негосударственных вуза, кроме этого, студентов учили в 1027 филиалах образовательных организаций, из которых 682 государственных и 345 негосударственных. Из 4,76 млн студентов 85% (4,06 млн человек) учились в госвузах, а 15% (0,7 млн человек) – в негосударственных. В государственных вузах на бюджете обучалось 1,86 млн человек (46%), а в негосударственных – 0,01 млн человек (1,4%). Таким образом, во всех вузах РФ 40% студентов обучались за счет бюджета.
Известно, что высшие учебные заведения сами определяют стоимость учебы, поэтому цифры могут существенно различаться в зависимости от города и статуса заведения. Обучение в московских вузах с международной направленностью может доходить до полумиллиона за год обучения, а в регионах получить «вышку» можно и за пару десятков тысяч. По данным опроса Avito, 63,4% плативших за учебу указали, что инвестировали в знания менее 50 тыс. руб. в год. Более четверти (27,9%) отметили, что год учебы стоил им 50–100 тыс. руб. Еще 6,8% платили по 100–200 тыс. руб., 1,1% – 200–300 тыс. руб., а 0,8% тратили на учебу более 300 тыс. руб. ежегодно.
Но часто вложенные средства приходится признать неудачной инвестицией, так как после учебы многие занимают должности, не связанные напрямую с их образованием. 68,7% опрошенных указали, что не работают по полученной специальности. В основном (для 70,4%) это связано с тем, что они не могут найти подходящую работу. 14,1% сообщили, что решили заниматься чем-то другим. Еще 6,6% отметили, что у них был опыт работы по специальности, но им не понравилось. А 8,9% с самого начала не планировали работать по специальности.
33,9% опрошенных Avito сообщили, что они недовольны платным образованием и хотели бы потратить эти средства на что-нибудь другое. Ранее ВНИИ труда сообщал, что среди тех, кто получал высшее и среднее профессиональное образование в 2012–2014 годах, не по специальности работали соответственно 30 и 40% выпускников.
Интересно, что, несмотря на трудные времена в экономике, многие предпочитают оплачивать образование собственными силами: только 3,3% опрошенных полностью оплачивали обучение с применением заемных средств, 20,6% частично платили за учебу кредитами, а 76,1% никогда не брали кредит на образование.
«Проблема в том, что многие абитуриенты не понимают, куда поступать, и делают выбор вуза на основании «сарафанного радио», – сказал «НГ» уполномоченный по правам студентов Артем Хромов. – Минобр и Пенсионный фонд только два года назад начали проводить и публиковать исследования, по каким специальностям и на какую зарплату устраиваются выпускники. Раньше этим занимались только сами вузы, и их информация была далека от действительности.
Более 80% вузов не заключили необходимое соглашение на предоставление студентам кредитов с господдержкой, – говорит Хромов. – Эти кредиты предоставляются на льготных условиях, под 7,5% годовых с выплатой до 10 лет. Причем эти деньги студент может тратить и на проживание и даже на питание».
По мнению первого вице-президента «Российского союза инженеров» Ивана Андриевского, в России плохо развита система профориентации. Очень часто студенты не понимают сути своей профессии и выбирают вуз по поверхностным причинам. «Студенты не понимают, что выбранная профессия может приносить им недостаточный заработок, нет крепкой связи между вузами и производством. То есть многие выпускники не знают, куда пойдут работать», – сказал «НГ» эксперт.
«Трудно однозначно сказать, почему выпускники «передумывают» работать по специальности, даже потратив значительные суммы на обучение. Например, человек получал то образование, которое он мог себе позволить, но не принял в расчет реалии рынка труда, и его образование могло оказаться невостребованным в силу более низкого качества или просто потому, что оно достаточно нишевое (библиотечное, музейное дело, отчасти педагогическое образование), – говорит проректор Российского экономического университета имени Плеханова Дмитрий Штыхно. – Или он за свои деньги получал то образование, которое хотел, но не принял в расчет, что рынок часто подвержен изменениям. Могли измениться жизненные обстоятельства, человек потерял работу, соответствующую его образованию, или она перестала давать необходимый уровень дохода, и ему пришлось переходить на другую работу. Но изначально в вузе неверно была выстроена система профориентации, студенту не помогли разобраться с тем, где ему лучше всего применить свои знания».