России предстоит нелегкий год. В стране увеличивается дефицит бюджета – в основном за счет роста расходов на оборону. Покрывать расходы планируется за счет внутренних займов, изменения целевого использования пенсионных накоплений и продажи активов госпредприятий. Однако имеются некоторые противоречивые оценки перспектив экономической ситуации в России. Два из трех мировых рейтинговых агентств, S&P и Fitch, отмечают, что внешние риски для России в значительной степени сократились. Согласно прогнозу аналитиков, российская экономика и политика продолжат адаптироваться к низким ценам на нефть. ВВП России в 2017–2019 годах будет расти в среднем на 1,6% (после ожидаемого спада на 1% в 2016 году). S&P прогнозирует, что чистый отток капитала из России в 2016 году снизится до 40 млрд долл. (по сравнению с 58 млрд в 2015 году). Наряду с этим в оценках российского Минэкономразвития, направленных в Минфин по базовому варианту, в 2016 году предполагаются экономический спад, некоторый рост ВВП в последующие годы и сокращение производительности труда до 2%. Да и Центральный банк предупреждает о возможной потере контроля над инфляцией в России из-за падения оборотов розницы, исчезновения среднего класса и растущего материального неравенства. Об этом на днях сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на данные ЦБ.
Вполне вероятное введение дополнительных санкций из-за ситуации в Сирии усугубит положение в российской экономике. Каким образом складывающаяся экономическая ситуация влияет на настроения в обществе? Ответить на этот вопрос попытались эксперты международной аналитической компании GfK.
По данным всероссийского исследования GfK, потребительские настроения россиян несколько улучшились, однако показатели по-прежнему остаются в отрицательной зоне.
По данным исследований GfK, во втором квартале 2016 года более половины россиян (53%) сообщали, что кризис непосредственно затронул их и их семьи. В третьем квартале доля тех, кто почувствовал на себе влияние кризиса, несколько снизилась, однако по-прежнему высока (46%).
Неблагоприятная финансовая ситуация продолжается, и кризисные стратегии потребителей продолжают работать: это рационализация расходов на питание, уменьшение внедомашнего потребления, поиск более дешевых товаров и мест их продаж. Даже рынок товаров повседневного спроса, который оставался долгое время стабильным, в 2016 году вырос меньше, чем в 2015 году.
Если в 2015 году рост продаж товаров повседневного спроса (включая продукты питания, фармпрепараты, средства персонального ухода, средства по уходу за домом, товары для домашних животных) составил 14,9% в денежном выражении, то по результатам 2016 года, по прогнозу GfK, рост может составить лишь 8,4%. Потребление растет во всех макрокатегориях, кроме продуктов питания (–0,1% в натуральном выражении за период с июля 2015 по август 2016 года vs аналогичный период прошлого года). В денежном выражении, как прогнозирует GfK, объем рынка продуктов питания вырастет на 6,4%.
На рынке бытовой техники и электроники наблюдается волатильность спроса, но есть надежда на медленное восстановление. По данным GfK, в августе 2016 года объем продаж в рублях вырос на 5%, а в штуках сократился лишь на 1% (в июле снижение было на 4%). Можно сказать, что рынок проходит дно. Впрочем, до восстановления целого ряда категорий еще далеко. Как следствие, в целом оборот розничной торговли в России продолжит падение: на 5,6% по результатам 2016 года.
Одним из важнейших факторов кризиса российские респонденты называли сокращение заработной платы. Если в 2014 году этот факт отметили 7% опрошенных GfK, то в первом квартале 2016-го – уже 22%. В то же время к июлю 2016 года их доля несколько снизилась – до 19%, но все равно доля тех, кто потерял в доходах, остается значительной. Согласно прогнозу Аналитического центра GfK, снижение реальных денежных доходов населения продолжится до конца 2016 года и составит 5,1% к прошлому году.
В текущей ситуации надежды на будущее у потребителей невысоки. По данным исследования GfK, только 24% в 2016 году уверены, что через 12 месяцев ситуация будет лучше. И эта цифра меньше, чем в 2015 году. Тогда в то, что будет улучшение ситуации, верили 30% участников исследования GfK в России. Для сравнения: в целом по миру оптимистов в 2016 году оказалось больше – 31%.
Парадоксально, но, несмотря на включенный режим экономии, планы на покупки среди россиян в ближайшие 12 месяцев в основном увеличились, как показывают данные исследования GfK.
«Начинает действовать эффект привыкания к сложившейся ситуации. Потребитель продолжает экономить, где можно. Но жизнь продолжается. Несмотря на текущую экономию, отложенный спрос на товары длительного пользования вполне может реализоваться в покупки в будущем», – говорит Александр Демидов, генеральный директор GfKRus.
Сегодня россияне в целом активнее потребителей других стран интересуются фильмами (66%, в мире – 59%), электроникой и технологиями (60%, в мире – 54%) и в значительной мере больше – семьей и воспитанием детьми (47%, в мире – 32%). Скорее всего это отражение в том числе и текущего тренда «все дома».
Среди других интересов с большим потребительским потенциалом в России – путешествия (57%, в мире – 60%) и забота о собственной внешности – 45% (в мире 45%).
Для оценки устойчивости нынешнего политического режима в России важно понять, как происходящие явления влияют на социально-политические настроения в обществе.
Все кризисные события в 2016 году происходят на фоне высокой поддержки населением антикризисных мер президента, правительства и государственных органов. Правда, эта поддержка несколько слабеет по мере продления сроков экономического спада.
По-прежнему подавляющее большинство считает, что страна движется в правильном направлении, хотя и здесь доля сомневающихся несколько увеличилась.
Наибольшую опасность для страны, по мнению опрошенных, представляют терроризм (98%), «Исламское государство» – организация, запрещенная в России (85%), падение рубля (79%), ситуация в Украине (70%), ситуация в Сирии (66%).
Стоит отметить, что опасения в третьем квартале 2016 года по всем этим показателям были немного ниже, чем во втором. Вероятно, люди понемногу привыкают к наличию и внешних опасностей тоже.
Таким образом, если Кремлю удастся удержать ситуацию под контролем и не допустить ухудшения экономического положения, прежде всего по внешним причинам, в распоряжении власть имущих может быть достаточно времени для полной адаптации экономики и социального вектора в стране к сложившимся условиям.