0
9527
Газета Экономика Интернет-версия

21.10.2016 00:01:00

Госкомпании – главный объект бюджетной помощи

Тэги: госкомпании, минфин, дивиденды


госкомпании, минфин, дивиденды Замминистра финансов Максим Орешкин оценил потери бюджета от невыплаченных госкомпаниями дивидендов. Фото с сайта www.council.gov.ru

В Минфине – вольно или невольно – раскрыли самую неприглядную сторону нынешней бюджетной экономики. Оказывается, министры дарят госкомпаниям многие сотни миллиардов рублей каждый год. И делается это за счет урезания пенсий, зарплат и расходов на образование и медицину.

Вчера, выступая на круглом столе в Академии народного хозяйства и госслужбы замминистра финансов Максим Орешкин оценил объемы недополученных по итогам 2015 года дивидендов госкомпаний. «Стоимостная оценка, которую мы сделали только по четырем публичным госкомпаниям – «Роснефть», «Газпром», Сбербанк и ВТБ, – достигает по итогам их работы в 2015 году около 400 млрд руб. 

В среднем за последние пять лет она составляла 300 млрд руб.», – сообщил министр. «Низкий уровень дивидендных выплат, с которыми мы жили последние годы, этот фактор представляет неналоговые расходы бюджета, то есть прямую субсидию этим компаниям», – подчеркнул чиновник.

Как позднее пояснили «НГ» в пресс-службе ведомства, под субсидией в данном случае понимается заниженный уровень требуемой отдачи от госактивов или неналоговый расход бюджета. Если еще проще – та сумма, которую государство не получило в качестве допдохода от компаний с госучастием.

Решить эту проблему в Минфине намерены за счет увеличения нормы дивидендных выплат для госкомпаний до 50% прибыли. Согласно распоряжению правительства РФ от 18 апреля текущего года, по итогам 2015-го сумма дивидендов компаний, акции которых находятся в федеральной собственности, не может быть меньше большей из двух величин – 50% чистой прибыли по российским стандартам (РСБУ) или 50% чистой прибыли по международным стандартам (МСФО). Сейчас эта норма действует только для дивидендов от 2015-го, выплачиваемых в текущем году госкомпаниями.

Однако пока эта дивидендная норма действует с большими оговорками. И на практике от ее исполнения уходит все больше компаний. Например, в одной из крупных нефтяных компаний с госучастием ограничились 35-процентной выплатой прибыли по МСФО. Против высоких выплат в бюджет выступали и в «Газпроме». В частности, как писало агентство Bloomberg со ссылкой на федеральных чиновников, газовый холдинг просил вывести компанию из-под этой дивидендной нормы. В качестве аргумента «Газпром» тогда приводил потенциальную возможность помочь Внешэкономбанку (ВЭБ) путем обратного выкупа собственных акций.

На прошлой неделе в очередной раз на необходимость пересмотра порога по выплатам дивидендов для госкомпаний указали и в Минэнерго РФ. «Мы сейчас смотрим, и если увидим, что для наших компаний энергетических, не всех, наверное, отдельных, это будет очень тяжелое решение, конечно, мы будем выходить с инициативой на то, чтобы величина дивидендных выплат была пересмотрена в сторону уменьшения», – приводит РИА Новости слова замглавы Минэнерго Вячеслава Кравченко.

Не отказываются от исключений для госкомпаний и в самом Минфине. «Данная норма действует для всех компаний, за исключением тех, по которым приняты иные решения «в связи с какими-то исключительными обстоятельствами», – сообщал замминистра финансов РФ Алексей Моисеев в интервью телеканалу «Россия 24».

По оценкам экспертов, распоряжение правительства о норме выплаты дивидендов выполнили лишь единицы. «Если брать за основу именно МСФО как более прозрачный и отражающий финансовые результаты показатель, его выполнили «РусГидро» (55%) и «Ростелеком» (115%)», – сообщал исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов Александр Шевчук. Вплотную же, по его словам, к норме приблизились такие компании, как «Башнефть» (49% по МСФО) и «АЛРОСА» (48%). «Выплаты еще нескольких госкомпаний колебались в диапазоне от 20 до 35%. Аутсайдером в выплате дивидендов за 2015 год стала «Транснефть» (8,9% по МСФО). В целом анализ отчетности компаний с госучастием на предмет итогов выполнения директивы правительства показывает, что государство получило от компаний в федеральный бюджет гораздо меньше прибыли, чем было запланировано», – подчеркивал Шевчук.

На фоне недополучения объема дивидендов от госкомпаний в Минфине уже строят планы по их объему на следующую трехлетку. По оценкам ведомства норма о выплате госкомпаниями дивидендов позволит получить бюджету РФ в 2017 году 269 млрд руб., в 2018-м – 274 млрд руб., в 2019 году  – 288 млрд. Очевидно, эти суммы могут быть значительно меньше, если в правительстве все же увидят, что для госкомпаний такая норма «непосильна».

Не верят в исполнение планов Минфина и опрошенные «НГ» эксперты. «Оптимизм Минфина касательно возможностей поступления в бюджет дивидендов госкомпаний неоправдан. В 2016 году практически ни одна госкомпания этот показатель не выполнила. И нет никаких оснований полагать, что позиция компаний с тех пор изменилась: наоборот, госкомпании используют планы Минфина для лоббирования повышения тарифов и находят поддержку своей позиции в курирующих ведомствах», – обращает внимание ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. Кроме того, продолжает управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова, у больших корпораций есть возможности для занижения своей прибыли в итоговых финансовых отчетах. 

Разговоры об увеличении дивидендов госкомпаний идут уже давно, напоминает старший аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук. «В прошлом году ряду госкомпаний удалось добиться исключения из общих правил. В этом году решимость Минфина выросла, по вопросу увеличения выплат от госкомпаний высказались практически все ключевые чиновники – Улюкаев, Силуанов, Дворкович», – говорит он. По мысли эксперта, шансы финансовых властей выбить из компаний больше дивидендов для пополнения бюджета по итогам 2016 года выше, чем год назад. «Но окончательное решение будет приниматься на самом верху», – полагает он.

Ласковая бюджетная политика властей в отношении госкомпаний контрастирует с курсом на увеличение налогового бремени для населения вместе с сокращением социальных расходов бюджета. Так, для пополнения бюджета чиновники предлагали взимать налог с неработающих граждан, что могло дать казне – в лучшем случае – не более нескольких десятков миллиардов рублей (см. «НГ» от 05.10.16). Именно нехваткой средств в бюджете власти объясняли свой отказ от полноценной индексации пенсий на уровень инфляции (см. «НГ» от 24.08.16). При этом только наличие дополнительных 400 млрд руб. вполне могло бы предотвратить урезание соцрасходов в бюджете-2016 (см. «НГ» от 20.10.16).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1145
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
704
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1375
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1359

Другие новости