Более 3 тысяч школ в РФ не имеют даже нормального туалета. Фото Михаила Мордасова/PhotoXPress.ru
На 11 приоритетных направлений стратегического развития РФ, которые готовит правительство Дмитрия Медведева, бюджет потратит в 3,5 раза меньше денег, чем 10 лет назад на четыре нацпроекта. В результате каждый нынешний проект стратегического развития будет в 10 раз беднее, чем один прошлый нацпроект. Министры оценили расходы на все проекты стратегического развития на будущий год в 150 млрд руб.
«Средства для реализации приоритетных проектов потребуются немалые. Уже в следующем году сумма измеряется в пределах до 150 млрд руб.», – сообщил вчера премьер Дмитрий Медведев на заседание президиума президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Ранее в СМИ называлась сумма в 160 млрд руб., но и сокращенный объем финансирования будет еще уточняться при окончательном утрясании бюджета-2017.
В правительстве признают, что на избыток финансирования надеяться не стоит. Для некоторых из приоритетных проектов потребуются оптимизация и пересогласование. «Если взять тему строительства и ремонта школ, то на нее нам потребуется выделить дополнительные деньги, этих денег в программах нет, минимум это 25 млрд руб.», – сказал Медведев. «Но прежде чем выдвигать предложения по дополнительному финансированию, как мы и договаривались, министерствам и ведомствам нужно еще раз проверить возможность использования внутренних резервов. Если потребуется – оптимизировать некоторые расходы, сосредоточившись на выполнении наиболее важных проектных показателей», – тут же добавил он.
При этом, по словам Медведева, по большинству из приоритетных направлений, а именно – по 9 из 11, в правительстве уже определились с целевыми показателями. А до 1 декабря текущего года должен быть сформирован окончательный портфель приоритетных направлений и программ.
Более подробно о направлениях новых нацпроектов премьер рассказывал в ходе своего выступления на Инвестфоруме в Сочи (см. «НГ» от 03.10.16). В частности, как перечислял глава правительства, обновленными приоритетными направлениями должны стать: здравоохранение, образование, ипотека и арендное жилье, ЖКХ и городская среда, производительность труда, поддержка малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, экология, моногорода, безопасные и качественные дороги, реформа контрольно-надзорной деятельности, а также международная кооперация и экспорт.
Примечательно, но новые приоритетные направления хоть и расширены до 11, но во многом совпадают с прежними четырьмя, которые были выбраны властями в далеком 2005 году. Тогда приоритетными направлениями были: здравоохранение, образование, доступное жилье и развитие агропромышленного комплекса (АПК). И фактически те новые приоритетные меры, которые в Сочи описывал премьер, зачастую удивительно похожи на старые.
Например, новая программа «Здравоохранение», по словам Медведева, так же как и прежняя, будет включать в себя меры по увеличению доступности медицинской помощи. В частности, как указывал премьер, речь идет о закупках новых машин скорой помощи. Предлагает премьер включить в приоритетные направления здравоохранения и электронную запись к врачу. «В результате пациент через портал государственных услуг сможет без очередей и нервотрепки записаться к врачу, получить результаты анализов и свою медицинскую карту, а врач – заполнять меньше бумаг и больше уделять времени пациентам», – сообщал премьер. Намерены власти в рамках новой программы продолжить развивать и репродуктивную медицину. «По уровню младенческой смертности нам нужно будет выйти на уровень развитых стран. Поэтому в ближайшее время будут достроены 26 перинатальных центров», – подчеркнул Медведев. Предлагается в рамках новой программы, так же как и раньше, уделять внимание профессиональной подготовке врачей.
Что же касается новых мер в области образования, тут в правительстве предлагают сконцентрироваться на улучшении условий обучения школьников. «Наша цель в том, чтобы дети учились в удобных и безопасных школах. Это должны быть хорошо оборудованные классы, спортивные залы, лаборатории, где можно будет не только осваивать школьную программу, но и заниматься в самых разных кружках и секциях», – рассказал премьер, сообщив, что в текущем и следующем году на строительство новых школ будет выделено по 25 млрд руб. Помимо этого власти надеются в ближайшие 10 лет нарастить и долю обучающихся в РФ в электронной форме.
Такие планы, конечно же, в целом позитивны, однако они зачастую расходятся с суровой реальностью. Так, ранее в Счетной плате указывали, что сегодня в РФ функционирует более 3 тыс. школ, где нет даже теплого туалета (см. «НГ» от 29.09.16).
Фактически же получается, что сегодня власти пытаются использовать опыт прошлых нацпроектов в новых условиях. Напомним, что первую версию нацпроектов Кремль и правительство формировали в 2005 году и начали их реализацию в 2006–2007 годах. Речь тогда шла о четырех приоритетных направлениях: «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». Председателем совета президент Владимир Путин назначил себя, первым заместителем и лицом всей программы стал премьер Дмитрий Медведев. При этом прежние проекты фактически исчезли как бы сами собой. Например, на официальном сайте старых приоритетных нацпроектов, где ранее располагались оперативная информация по ним и архив документов, сегодня располагается сайт Партии роста.
Примечательно, но в отличие от анонсируемых сегодня прежние проекты финансировались совершенно в других объемах. Так, в 2006 году расходы на все четыре направления оценивались в 160 млрд руб. в год, но уже в 2007-м превысили 200 млрд руб. И если предположить, что в среднем все четыре приоритетных направления финансировались по 200 млрд руб., то получается, что в среднем только одно направление получало госфинансирование на сумму в 50 млрд руб. в год. Сегодня же 11 приоритетных направлений предлагается профинансировать на общую сумму в 150 млрд руб. Если привести эту сумму к ценам 2007 года, получится около 62,5 млрд руб. В итоге в ценах 2007 года каждое из 11 приоритетных направлений получит 5,7 млрд руб., то есть в 10 раз меньше.
Опрошенные «НГ» эксперты в целом сомневаются, что новые нацпроекты дадут значимые результаты. «Даже в сытые времена возникали вопросы к срокам и бюджетам нацпроектов, а сметы затрат пересчитывались не один раз. Учитывая же существующую несбалансированность государственного бюджета, ожидать серьезных результатов в капиталоемких проектах не приходится», – полагает директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. Скорее всего, полагает он, чиновники сосредоточатся на выполнении наиболее простых инициатив. «Главная проблема – в необходимости резкого повышения эффективности проектов. Каждый рубль государственных инвестиций должен приносить дополнительный доход экономике, а не снижать ее», – замечает завкафедрой финансового менеджмента Российского экономического университета им. Плеханова Константин Ордов.
Первые нацпроекты, начало которых было положено в 2005–2006 годах, создавались в условиях экономического роста, когда доходы бюджета росли и необходимые средства могли быть получены за счет сверхприбылей от экспорта нефти, напоминает руководитель отдела компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. «Если текущая конъюнктура нефтяного рынка сохранится в перспективе двух-трех лет, финансирование новых нацпроектов превратится в перекраивание и без того скудных бюджетных расходов. Суммы в 150 млрд руб. на реализацию амбициозных проектов в сфере экологии, здравоохранения и образования попросту будет недостаточно», – считает он. Чтобы изыскать эти средства, государству придется сокращать расходы по другим направлениям, в том числе, возможно, сокращать оборонный заказ. А это негативно отразится на отечественном оборонно-промышленном комплексе и его сотрудниках. «Не исключено, что деньги снова будут искать в порядком истощенных резервных фондах и путем увеличения налогового бремени на население и предпринимателей», – рассуждает Звенигородский. Из всех видов бюджетных расходов режим национальных проектов является наиболее оптимальным, поскольку позволяет лучше увязать затраты с результатами, замечает профессор Академии народного хозяйства и госслужбы Анатолий Селюков. "Однако применение одной лишь процедуры расходования средств мало, необходимо применить еще и четкое целеполагание по количественным и качественным критериям", - уверен эксперт.