Замминистра финансов Алексей Моисеев предложил новый вариант спасения проблемных финансовых структур. Фото РИА Новости
Спасение утопающих банков будет делом рук самих утопающих. К такому принципу расчистки банковской системы переходят наши чиновники. Они надеются снять с Центробанка и госбюджета заботу о разоренных банках, которая становится не под силу государству. Между тем конца и края банковскому кризису пока не видно. По расчетам экспертов, почти половина кредитных организаций подает в ЦБ недостоверную отчетность, которая скрывает их отрицательный капитал. А замглавы Минфина Алексей Моисеев обещает принудительно использовать для санации средства депозитов более 100 млн руб.
В Минфине предлагают новый, переработанный вариант законопроекта о санации банков через механизм bail-in, который представляет собой принудительную конвертацию депозитов юрлиц на сумму от 100 млн руб. в акции или субординированные кредиты. Работу механизма, который описывается термином bail-in, россияне увидели три года назад на Кипре, где произошло принудительное списание части банковских вкладов.
«Сейчас разрешается вопрос с охватом лиц, к которым может применяться процедура конвертации вкладов в капитал проблемного банка (bail-in) в принудительном порядке. В одном из вариантов были акционеры, в одном – юрлица (с депозитами свыше 100 млн руб. – «НГ»). Физлица сейчас не обсуждаются», – объяснил вчера замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.
Под акционерами в данном случае в Минфине понимают держателей акций и субординированных депозитов и облигаций банка. «Эти инструменты предлагается списывать в капитал проблемного банка.
Предполагается также предусмотреть возможность конвертации крупных депозитов корпоративных клиентов в субординированные инструменты», – объясняют в Минфине. «Допустим, у держателя суборда может быть еще обычный депозит или он может быть держателем не только суборда, но и обычной облигации банка. К таким людям уж точно нужно применять bail-in, – указывает замминистра. – Вопрос, надо ли применять к более широким категориям – вот этот вопрос пока не решен и находится в стадии обсуждения».
Если же инвестор был одновременно и акционером банка, и кредитором банка, то он теряет свои акции, «а как кредитор, он становится в общую очередь и получает (права требования. – «НГ») в рамках работы с конкурсной массой». Сейчас же, как напоминает чиновник, акционеры банка, которые одновременно являются его кредиторами, могут вернуть свои средства за счет государства при санации банка. «Если происходит санация за государственный счет, то он получает свои деньги за счет государства. Чтобы этого не происходило, для таких людей точно надо предусмотреть принудительный bail-in», – считает замминистра финансов.
То есть позиция Минфина заключается в том, что если лицо имело возможность контролировать деятельность проблемного банка, то оно даже в случае отсутствия со своей стороны преднамеренных нарушений должно нести определенную ответственность при санации кредитной организации.
Отметим, российские власти начали обсуждать механизм принудительного bail-in на фоне роста числа банкротств банков в период рецессии в экономике и девальвации рубля. Однако не стоит забывать, что чистка банковского сектора в первую очередь была инициирована самим российским регулятором. И за последние три года лицензии лишились почти 260 кредитных учреждений РФ, напоминают в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). То есть, продолжают эксперты центра, только за последние 2,5 года лицензии лишился каждый четвертый банк в стране. Однако, как считают в центре, в РФ сохраняется значительная доля действующих кредитных учреждений с «дутыми» активами (см. «НГ» от 06.10.16).
Экономисты организации попытались оценить объемы фальсификации банковских балансов в еще функционирующих кредитных учреждениях с целью распознавания величины «дыр» в капиталах российских банков. В результате, как сообщает ведущий эксперт ЦМАКПа Михаил Мамонов, только на момент 1 февраля из всех 703 российских банков 404 могли располагать отрицательными чистыми активами объемом в 1,4% российского ВВП. То есть из 700 российских банков более чем у половины экономисты видят признаки фальсификации стоимости их активов. Однако это один из вариантов расчетов экспертов ЦМАКПа. Согласно более мягкому варианту - в стране около 250 банков, в чьих капиталах может скрываться дыра на общую сумму в 1,2% ВВП.
И заметим, на сегодняшний день кредитных учреждений в РФ стало еще меньше – около 600 на начало октября. Очевидно, что в такой ситуации власти ищут пути экономии средств, необходимых для спасения кредитных организаций.
Последние три года количество работающих банков в РФ стремительно сокращается. Источник: ЦМАКП |
Впрочем, как полагают опрошенные «НГ» эксперты, предлагаемый Минфином и ЦБ механизм принудительного bail-in вряд ли будет поддержан самими банкирами. «Сам по себе этот механизм не универсален и в силу своей относительной новизны, просто взять и перенять опыт его внедрения в уже сложившуюся и функционирующую банковскую систему невозможно», – считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Оценить последствия такого решения также непросто. «Во-первых, в числе таких последствий совершенно точно будет перераспределение средств между счетами крупных клиентов: спасать банк за свой счет согласятся немногие, и, на мой взгляд, перераспределение таких вкладов совершенно точно будет производиться в соответствии с установленной законодательно планкой, за которой клиент превращается в кредитора», – предполагает Лукашов. К тому же, добавляет он, решение может привести и к тому, что часть банков вовсе покинет рынок. «Поскольку, надо полагать, внедрение bail-in будет идти параллельно с продолжением масштабной чистки банковского сектора и «спасение» попросту превратится в инструмент снижения нагрузки на фонды ЦБ и Агентства по страхованию вкладов (АСВ)», – говорит аналитик.
Введение принудительного механизма спасения банков может быть воспринято рынком как сигнал, что процесс распада в банковский системе России уже вне контроля регуляторов, замечает зампредправления Локо Банка Андрей Люшин. «По факту же Минфин готовит почву для того, чтобы снять нагрузку с АСВ, средства которого уже исчерпаны, поскольку переход на такую схему позволит снизить затраты на их спасение», – соглашается банкир. Появление принудительных механизмов может спровоцировать рост недоверия к российским банкам и вывод капитала из финансовой системы России. «Раз нагрузка ляжет именно на крупных вкладчиков – многие из них предпочтут просто вывести свои средства из банков, которые находятся на грани, что, в свою очередь, спровоцирует их банкротство», – уверен Люшин.
Вместе с тем для крупных вкладчиков такой вариант санации в какой-то степени лучше, чем банкротство, ведь в последнем случае шансы что-то получить ничтожны, указывает начальник управления операциями компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.