0
10679
Газета Экономика Интернет-версия

11.10.2016 00:01:00

Минфин верстает деструктивный бюджет на ближайшую трехлетку

Тэги: экономика, бюджет, проект, прогнозы, минфин, счетная палата, резервный фонд, ввп


экономика, бюджет, проект, прогнозы, минфин, счетная палата, резервный фонд, ввп Глава Счетной палаты Татьяна Голикова требует от депутатов сделать бюджет более реальным. Фото Анны Исаковой/ТАСС

Российский бюджет ждут непростые времена – после почти полного исчерпания резервов правительству придется уже с будущего года резко наращивать внутренний долг. Такой план прописан в бюджетных проектировках Минфина на ближайшие три года. В Счетной палате (СП) предупреждают о губительности этого подхода. Так как уже сейчас объем фактических расходов на обслуживание и погашение государственного внутреннего долга почти вдвое превышает объем привлечения внутренних заимствований. Глава СП Татьяна Голикова указала на смысловые противоречия и несбыточность прогнозов, заложенных в основу бюджетных расчетов.

Глава Минфина Антон Силуанов рассказал обновленной Госдуме, какой бюджет скоро сверстает правительство. «Бюджет на предстоящую трехлетку – это бюджет, который позволит обеспечить экономическую стабильность и который нацелен на развитие нашей экономики», – заявил министр на вчерашних парламентских слушаниях. 

Под этим понимается попытка профинансировать дефицит за счет внутреннего госдолга, а не резервов. Сам Минфин преподносит такой маневр как заботу о сохранности и будущем приумножении резервов. Однако скорее это вынужденная мера, ведь, судя по опубликованным накануне «Основным направлениям бюджетной политики на 2017–2019 годы», Резервный фонд будет исчерпан уже к концу 2017-го, а Фонд национального благосостояния усохнет почти вдвое к концу 2019-го. 

Также в проекте «Основных направлений» указано, что в течение ближайших трех лет нефть марки Urals будет стоить 40 долл. за баррель, расходы федерального бюджета замораживаются на уровне около 16 трлн руб. в год, но, несмотря на это, все три года бюджет будет верстаться с дефицитом. Хотя сам дефицит все же начнет снижаться с 3% ВВП в 2017-м до 1,2% ВВП в 2019-м.

Кроме того, в документе прописывается новая конструкция бюджетного правила, которая начнет работать с 2020 года. Напомним, действие бюджетного правила приостановлено Бюджетным кодексом до 1 февраля 2020 года. Новое правило предполагает, что в Резервный фонд будут направляться дополнительные государственные доходы – как сырьевые в случае превышения базовой цены на нефть, так и ненефтегазовые в случае, если экономические показатели превысят правительственные прогнозы. Но из этих дополнительных доходов будет вычитаться и не пойдет в резерв та сумма, которая необходима для обслуживания госдолга. Этой последней составляющей, учитывающей расходы на обслуживание госдолга, в предыдущем варианте правила не было.

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова на вчерашних парламентских слушаниях заявила, что подготовленный Минфином документ нуждается «в содержательной доработке». «Сейчас основные направления бюджетной политики сформированы таким образом, что устранению структурных проблем экономики уделяется подчиненное значение по отношению к сбалансированности бюджета», – пояснила она.

Многое в документе Минфина вызвало у СП недоумение. Например, ведомство Силуанова сообщает: «Внутренний спрос, как ожидается, начнет восстанавливаться в 2017 году. Оживление потребительской активности будет возможно благодаря продолжению роста реальных заработных плат, который (при нулевой индексации фонда оплаты труда работников бюджетного сектора) будет обеспечиваться частным сектором». Голикова замечает: «Но не раскрываются причины, по которым в отсутствие конкуренции со стороны госсектора частный сектор будет осуществлять политику роста заработной платы». Другими словами, Минфин строит очередной воздушный замок.

Еще большие опасения вызывают планы Минфина резко нарастить внутренний госдолг. По оценкам СП, доля заимствований на внутреннем рынке возрастает с 35,5% в 2017 году до 83,3% в 2019-м. «Значительное увеличение объемов государственных заимствований может привести к ухудшению условий размещения гособлигаций, росту государственного внутреннего долга и расходов на его обслуживание, – пояснила Голикова. – На это должно быть обращено существенное внимание, поскольку расходы на обслуживание и погашение долга превышают объем привлечения более чем на 100%». 

В пресс-службе Счетной палаты вчера подтвердили «НГ», что «объем фактических расходов на обслуживание и погашение государственного внутреннего долга начиная с 2014 года превышает объем привлечения внутренних заимствований»: «Так, в 2014 году расходы на обслуживание и погашение государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, составили 636 млрд руб., привлечение – 348,9 млрд руб., соотношение указанных показателей составило 182,3%. В 2015 году – 979,1 млрд руб. и 700,8 млрд руб. соответственно (соотношение – 139,7%). По состоянию на 1 сентября 2016 года расходы на обслуживание и погашение составили 811,3 млрд руб., привлечение – 685,9 млрд руб. (соотношение – 118,3%)».

Счетная палата рекомендует Минфину разработать «перечень дополнительных мер по мобилизации доходов и эффективности расходов с соответствующими структурными реформами».

Министр финансов Антон Силуанов ищет, за счет чего финансировать дефицит, когда кончаются резервы.	 Фото РИА Новости
Министр финансов Антон Силуанов ищет, за счет чего финансировать дефицит, когда кончаются резервы. Фото РИА Новости

Со структурными реформами в проектировках Минфина проблема. Министерство перечисляет, какие структурные проблемы до сих пор не решены: сложная демографическая ситуация, низкая продолжительность трудовой жизни, низкая мобильность рабочей силы, низкие уровень и качество инвестиций, неэффективная структура расходов, низкая эффективность госкомпаний, высокий уровень тарифов естественных монополий. «При этом не раскрываются меры, которые необходимо предпринять в среднесрочной перспективе, чтобы изменить эту ситуацию, не отражаются изменения, которые должны быть реализованы в трехлетнем бюджете, – указала Голикова и добавила: – Практически отсутствует комплекс мер в части повышения эффективности государственных расходов».

Летом власти перечислили 11 приоритетных направлений бюджетного финансирования: здравоохранение, образование, моногорода, дорожное хозяйство, ЖКХ, жилье, экология, малый бизнес, производительность труда, международная кооперация, несырьевой экспорт. «Однако 11 приоритетных направлений не интегрированы в цели бюджетной политики по всем составляющим», – сообщила Голикова. Наконец, поводом для критики стала новая конструкция бюджетного правила. «Те предложения, которые сегодня сформулированы, не решают проблему зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов», – отметила глава СП.

Опрошенные эксперты неоднозначно оценили решение Минфина нарастить внутренний долг. «В условиях сложной конъюнктуры на сырьевых рынках целесообразно использовать не только резервные фонды, но и такой накопленный за последнее десятилетие «ресурс», как низкая долговая нагрузка», – полагает аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. Но, как говорит аналитик компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко, рост внутреннего долга угрожает стабильности рубля, если же госдолг превысит 20% ВВП, то это осложнит возврат к приемлемым инвестиционным рейтингам.

Также эксперты обратили внимание на риски, которые таит в себе чрезмерный оптимизм Минфина по поводу будущего оживления потребительской активности за счет роста зарплат в частном секторе. «Основную долю доходов многих региональных бюджетов составляет налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В некоторых субъектах доля этого налога в бюджете достигает 40%. Соответственно слишком оптимистичные прогнозы роста этого показателя приведут к дисбалансу и риску невыполнения взятых обязательств. Особенно в этой ситуации могут пострадать те регионы, где НДФЛ является ключевым (иногда практически единственным) источником самостоятельных доходов регионального бюджета», – предупреждает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова. По словам эксперта, в зоне риска окажутся такие регионы, как Ингушетия, Тыва, Камчатский край.

«Если прогнозы Минфина относительно роста доходов населения не будут реализованы, мы можем увидеть разбалансировку региональных бюджетов, которым потребуются дополнительные средства для выполнения социальных обязательств. Особенно остро вопрос может встать в Костромской, Кировской, Псковской, Брянской областях, то есть в тех регионах, где проблема падения доходов населения крайне актуальна и сейчас, – добавляет зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. – В этом случае правительству нужно будет в экстренном порядке искать дополнительные источники финансирования, поскольку никто не хочет допустить роста социальной напряженности».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
450
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
319
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
372
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
419

Другие новости