Число людей, которых волнует проблема безработицы, увеличивается, но Минтруд отчитывается о стабильности на рынке труда. Фото Агентство «Москва»
Россиян мало волнует война с Америкой, битва за Алеппо или миграционный кризис в Европе. На первом месте для них – экономические и социальные вопросы, показывают опросы социологов. При этом иностранные эксперты считают, что российские власти почти не занимаются решением тех проблем, которыми озабочено население.
В государственных СМИ доминирует обсуждение международных конфликтов, подробностей войны в Сирии, Ираке, Афганистане и Ливии. На ведущих телеканалах в центре внимания дебаты в ООН и перспективы прямых военных столкновений России с США. Но подавляющее большинство россиян по-прежнему волнуют в основном внутренние экономические и социальные проблемы. По крайней мере об этом говорят социологические опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В топ-5 проблем, которые россияне назвали во время сентябрьского опроса ВЦИОМа, вошли низкие зарплаты (15%), экономические трудности (14%), инфляция (12%), безработица (12%) и проблемы здравоохранения (12%).
Примечательно, что интерес к международным конфликтам даже снижается. До начала военной операции России в Сирии (30 сентября 2015 года) внешняя политика волновала умы 10% респондентов ВЦИОМа. А сегодня таковых только 5%. Также снижается и доля тех, кого волнует упоминаемая в анкетах «угроза миру». В феврале 2016-го эта тема волновала рекордные 7% респондентов, а в сентябре о ней вспомнили только 3% опрошенных ВЦИОМом россиян. Таким образом, экономические и социальные проблемы вытесняют из списка первоочередных даже вопросы «войны и мира», которые объективно становятся более острыми.
«Россияне сегодня называют больше проблем, чем год назад», – говорит руководитель исследовательских проектов ВЦИОМа Юлия Баскакова. Главные изменения касаются здравоохранения и безработицы, по которым ситуация явно обострилась. И это несмотря на то, что Минтруд рапортует о стабилизации ситуации с безработицей. По данным ведомства, в сентябре 2016 года уровень безработицы в среднем по Российской Федерации составил 1,2% от численности экономически активного населения, ровно столько же фиксировалось и по состоянию на 1 сентября 2015 года. «С безработицей все плохо на селе, но в последние месяцы эта проблема становится актуальной для жителей крупных городов, областных центров», – настаивает Баскакова.
Озабоченность проблемами здравоохранения второй месяц подряд держится на третьей строчке народного рейтинга. Если год назад ее отмечали 7% опрошенных, то сегодня – 12%, а в августе был зафиксирован годовой максимум – 13%. Здравоохранение стало самым насущным вопросом для пенсионеров, которые жалуются на дороговизну лекарств, отсутствие в больницах бесплатных препаратов.
Каждый 10-й опрошенный в числе проблемных тем называет образование (10%), социальную политику (9%), низкие пенсии (8%), коррупцию и бюрократию (8%). Баскакова отмечает, что женщин чаще волнуют проблемы образования и здравоохранения. А мужчин – коррупция и экономика. Материально обеспеченные граждане чаще указывают на две проблемы: некачественные дороги и трудности с поиском новой работы.
Всего же в списке основных проблем для россиян оказалось 17 пунктов. В него вошли также высокие коммунальные тарифы, развал сельского хозяйства и промышленности, зависимость страны от экспорта природных ресурсов, невозможность купить жилье, внутренняя политика, проблемы материнства и детства.
Именно сугубо внутренние проблемы формируют картину нынешнего российского кризиса, считают и иностранные наблюдатели. Основная проблема России – не в цене на нефть, не в украинском кризисе и не во внешних санкциях, уверен немецкий экономический обозреватель Беньямин Трибе. Причины кризиса созданы в самой России, пишет он в статье «Доморощенная стагнация России», которую публикует газета Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Немецкого журналиста «пугает», что премьер-министр Дмитрий Медведев осознает, что модель роста начала века себя исчерпала, но не предлагает никаких решений для исправления этого бедственного положения. В российской политике идут серьезные дебаты, но не о парализующем государственном участии в экономике. Трибе напоминает цифры российской антимонопольной службы, по которым около 70% ВВП в 2015 году было создано в контролируемых государством компаниях. В то время как в 2005 году этот показатель составлял всего 35% ВВП. «Доходы этих фирм не сильно сократились в отличие от доходов среднестатистического россиянина», – пишет экономический обозреватель.
В качестве основной проблемы журналист обозначает монолитность Госдумы, которая с подавляющим большинством «Единой России» станет противоположностью того, чем должен быть парламент: местом контроля правительства и президента, а также «маскировки собственных вылазок», для того чтобы подтолкнуть вялую исполнительную власть. «России срочно требуется такая активная Дума, – пишет Беньямин Трибе. – После того как цены на нефть немного выросли, экономика медленно оправляется от шока. Потенциал роста России, вероятно, составляет только от 1 до 2%. Это фиаско для развивающейся страны, но никто не борется с этим, – сетует немецкий журналист.