В Белоруссии рассчитывают компенсировать денежные потери повышением расценок на транспортировку черного золота. Фото Reuters |
Со следующей недели должно вступить в силу решение белорусских властей о повышении на 50% тарифов на транзит российской нефти через территорию республики. Решение о столь резком повышении может ударить по РФ. Повышение цен на транспортировку черного золота, по мысли белорусских властей, должно стать дополнительным аргументом в планируемых на этой неделе переговорах Москвы и Минска о приемлемой цене на газ для Белоруссии.
С 11 октября должно вступить в силу решение о повышении тарифов на транзит нефти через территорию Белоруссии по магистральным трубопроводам. Соответствующее решение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии было обнародовано в конце прошлой недели.
В нем, в частности, говорится о новых тарифах на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам предприятий «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба». В результате новый тариф по маршруту Унеча (Высокое) – Адамова Застава вырастет с 267,32 до 400,98 российских рубля за тонну нетто (без учета налога на добавленную стоимость). Расценки по маршруту Унеча (Высокое) – Броды подорожают с 114,82 до 172,23 российских рубля. А тариф по маршруту Невель (Великие Луки) – Полоцк – Высокое вырастет с 32,31 до 48,47 российских рубля.
Заметим, система магистральных нефтепроводов «Дружба», которая была введена в эксплуатацию еще в 1960-х годах, обеспечивает транспортировку нефти в такие страны, как Германия, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия и Украина.
К слову, белорусы не впервые повышают свои тарифы на транспортировку черного золота. Однако последний раз расценки повышались лишь в феврале текущего года и на 10%. Нынешнее резкое повышение тарифов можно связать с конфликтом Минска и Москвы из-за цен на российский газ.
Газовый спор относительно справедливой для Минска цены на российское голубое топливо продолжается вот уже год. Текущую стоимость для Белоруссии в 132 долл. за 1 тыс. куб. м газа в стране считают неприемлемой. Приемлемой же, по версии белорусов, можно считать 73 долл. за 1 тыс. куб. м газа. И именно исходя из такой цены Минск и платит РФ за предоставленное голубое топливо.
По оценке Минэнерго РФ, долг Белоруссии за природное топливо достиг почти 300 млн долл. В Минске задолженность, естественно, не признают. «У нас никакого долга нет, мы платим в соответствии с межправительственным соглашением за поставленный природный газ», – говорил в мае министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик. То есть, поясняет он, Москва и Минск по-разному трактуют действующие межправительственные договоренности.
Сейчас идет спор из-за цены, из-за различной трактовки перехода на равнодоходность, объяснял позднее глава Минэнерго РФ Александр Новак. «Белорусская сторона с учетом падения цен (в Европе. – «НГ») считает, что ей наиболее выгодно получать газ по равнодоходным ценам, а не в соответствии с межправсоглашением, то есть исходя из цены на газ в Ямало-Ненецком автономном округе в России плюс транспортировка до Беларуси, которая тоже оговорена соответствующей формулой цены. Но наше действующее межправсоглашение не предусматривает такого перехода с 1 января 2016 года», – указывал российский министр. По словам Новака, равнодоходные цены Беларусь будет иметь после создания единого газового рынка в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «Поэтому мы сейчас с нашими белорусскими коллегами продолжаем диалог, консультации по этому поводу», – отметил российский министр.
В ответ на неплатежи Минска за российский газ Москва снизила поставки нефти в страну. Так, в первом и втором кварталах Россия поставила в Белоруссию 5,5 млн т и 5,3 млн т нефти соответственно. Однако в третьем квартале было решено сократить поставки с 5,3 млн т до 3,5 млн т. «Наши белорусские партнеры нам недоплачивают за газ, мы из-за этого теряем деньги, в том числе в бюджете, так как «Газпром» – крупный налогоплательщик, и, конечно, вынуждены искать варианты компенсации», – пояснял Александр Новак. Подобное решение, естественно, не устроило Минск. «Мы это воспринимаем как давление на Белоруссию, но давления я не потерплю, и белорусы тоже», – говорил в конце сентября президент Белоруссии Александр Лукашенко.
При этом ранее СМИ сообщали, что стороны были близки к нахождению консенсуса по ценам на углеводороды. Так, в конце августа некоторые российские медиа писали, что стороны достигли договоренности, при которой вместо долларовой формулы цены будет применяться полностью рублевая на основе средней цены на газ в России с повышающим коэффициентом. В результате газ для Минска мог в 2017 году подешеветь примерно на 30% – до 6 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м.
Надежд на скорое соглашение были полны и в Минске. «Практически договорились, создали некий документ», – говорил тогда Лукашенко, уточняя, что «российская сторона, видимо, предложит некие свои варианты». «Думаю, в ближайшее время мы решим этот вопрос», – был уверен белорусский президент.
В российском правительстве и «Газпроме» отвергли подобные сообщения о договоренности по изменению формулы цены на газ для Белоруссии. В частности, вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве ТЭК, все сообщения о достижении между Минском и Москвой соглашения по цене назвал не соответствующими действительности. «Переговоры продолжаются», – указывал он. И ожидается, что они вновь продолжатся уже на этой неделе. «Переговоры по цене на газ с Белоруссией пройдут в начале недели», – сказал он. Правда, как уточнил вице-премьер, речь не идет о предоставлении скидки. «Идет поиск приемлемых решений», – подчеркнул чиновник.
Станет ли повышение тарифов на транспортировку нефти дополнительным аргументом в газовом споре, пока не ясно. Тем не менее, напоминают эксперты «НГ», ценообразование для ближайшего соседа и главного политического сторонника Москвы никогда не было рыночным. «И в зависимости от того, как успешно проводилась внешняя политика РФ в отношении ЕС, Минск находил основания для торга. Очевидно, что претензии Запада к России дали Лукашенко основания для возобновления торга по газу», – полагает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. Позиции Белоруссии, по мысли эксперта, также зависят от успешности развития проекта «Северный поток-2», который пока буксует. «Белоруссия, как обычно, стремится получить максимально дешевый для себя газ взамен на лояльность», – уверен аналитик.
По мнению же аналитика Sberbank Investment Research Валерия Нестерова, столь резкое повышение белорусами расценок на транспортировку нефти связано не столько с давлением на Москву в газовом вопросе, сколько с необходимостью искать источники компенсации выпадающих доходов. «Снижаются объемы транзита нефти по этому трубопроводу со стороны РФ. Плюс остаются высокими долги перед «Газпромом» за поставленный газ», – указывает он. В то же время, продолжает эксперт, для РФ последствия от повышения расценок на транзит нефти неоднозначны. «Любое повышение транзитной платы ухудшает условия для экспортных поставок. Под ударом может оказаться чувствительный для нас рынок Польши, которая уже закупает нефть из Саудовской Аравии и Ирана», – обращает внимание Нестеров. С другой стороны, отмечает аналитик, объем транзита черного золота через Белоруссию продолжает снижаться. «Большая часть поставок российской нефти сегодня проходит через порты Усть-Луга и Приморск в Ленинградской области», – сообщает он.