На российских форумах все больше чиновников и все меньше инвесторов. Фото РИА Новости
Правительство будет выводить страну из кризиса путем повышения налогов, сокращения бюджетного финансирования и внедрения так называемого проектного управления. Этими рецептами, в общем, и исчерпывается тот антикризисный арсенал, которые хотят применять российские чиновники. Под проектным управлением они понимают попытки получить локальные улучшения в здравоохранении, в образовании или в городской среде обитания. За главный проект страны, то есть за восстановление устойчивого экономического роста, правительство не берется, ссылаясь на структурные проблемы советского прошлого.
Рост российской экономики будет зависеть от успеха структурных преобразований в ней, сделать это быстро невозможно, заявил глава правительства РФ Дмитрий Медведев в интервью программе «Воскресное время» Первого канала. Премьер разъяснил, что задачи изменения структуры экономики «не решаются ни за год, ни за два, ни даже за 10». И, следуя этой логике, ожидать устойчивого экономического роста россиянам не следует ни через год, ни через два, ни даже через 10 лет.
«В нашей экономике за десятилетия накопились структурные проблемы, то есть деформация в самой экономической системе», – объяснил премьер. «Нынешняя структура российской экономики берет свое начало в советской экономике, которая складывалась в течение 50–60 лет. Это и советское машиностроение, и, конечно, нефть и газ, которые являются основными статьями нашего экспорта и получения доходов, это оборонная промышленность. Вот такую экономику мы имеем. Конечно, есть и плюсы, и минусы, но тем не менее она требует реформирования, и на это требуется значительное время», – сказал глава правительства.
Подобные рассуждения не объясняют, почему за последние 50–60 лет наша экономика переживала несколько периодов бурного роста, которые не всегда совпадали с рекордными нефтяными ценами. Зато они хорошо объясняют, почему власти фактически расписываются в неспособности решать ключевые задачи страны – будь то качественное улучшение инвестиционного климата, модернизация образования и медицины или решение проблемы регионального долга, которая сдерживает развитие территорий.
Сегодня все действия правительства подчинены единственной «стратегической» цели – снизить бюджетный дефицит до 3% ВВП и попытаться сохранить макроэкономическую стабильность. Ради этого Минфин снижает бюджетные расходы и поднимает налоги. А правительство подбирает такие стратегические проекты, которые могли бы вписаться в сжимающийся бюджет. При этом чиновники надеются, что можно сохранять стабильность в условиях падающего ВВП, снижающихся доходов населения и острой экономической конкуренции с другими странами.
В конце прошлой недели состоялся весьма представительный инвестиционный форум «Сочи-2016» с участием премьер-министра, губернаторов, представителей госбанков и госкорпораций. На этом форуме премьер обрисовал 11 приоритетных для правительства направлений, которые совпадают с повесткой дня последних заседаний президиума президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам: от поддержки экспорта до ЖКХ, здравоохранения и образования, от ипотеки и арендного жилья до городских дворов, дорог и экологии.
«Россия – огромная страна. Есть места, куда добраться до пациента без специального транспорта невозможно, особенно в экстренных случаях. Поэтому одна из задач – сделать медицину более мобильной», – сообщил премьер-министр.
«Другая тема – очереди и неразбериха в регистратурах, это не меньшее препятствие, чем огромные расстояния. Избавиться от них могут помочь информационные технологии. В результате пациент через портал государственных услуг сможет без очередей и нервотрепки записаться к врачу», – сказал в своем выступлении Дмитрий Медведев на пленарном заседании XV Международного инвестиционного форума. Виртуализация – это характерная черта приоритетных для правительства направлений в медобслуживании и образовании. Так, качество медицины решено поднять с помощью особого портала непрерывного медицинского образования, на котором решено разместить 2 тыс. «учебных модулей». Кроме того, решено к 2025 году перевести полностью на виртуальную форму обучения 1 млн студентов.
Но проекты будущей виртуализации сталкиваются с суровыми российскими реалиями. В стране нарастает бедность, ухудшается ситуация в социальной сфере (см. «НГ» от 29.09.16), а в региональных бюджетах уже не хватает средств на обслуживание долгов. В стране после 2014 года устойчиво растет бедность, которая поразила работающих граждан, заявила на том же Инвестиционном форуме в Сочи вице-премьер Ольга Голодец. По ее словам, значительная часть работающих бедных – это бюджетники, которые работают на минимальной оплате труда. Но рассчитывать на щедрость бюджета им не приходится. Более того, все громче звучат предложения о необходимости отложить исполнение майских указов президента в части повышения зарплат врачам, ученым и учителям.
«Я бы сегодня сделал более длительный срок на выполнение этих указов. Отложил, чтобы более оптимально выполнять в условиях сжатого бюджета эти обязательства», – сформулировал экс-министр финансов Алексей Кудрин на деловом завтраке Сбербанка на форуме в Сочи. Многие пункты майских указов выполнить в срок уже практически невозможно. Это касается, в частности, увеличения доли инвестиций или создания миллионов новых рабочих мест. Однако говорить о неисполнении майских указов публично – не лучший выбор для чиновника. Об этом свидетельствуют слова президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова о том, что установок на перенос сроков повышения зарплат бюджетникам не было. «В некоторых регионах сложнее справляться с выполнением майских указов, это известно», – уточнил Песков.
Сложнее регионам справляться не только с майскими указами, но и с выплатой процентов по долгам. Так, например, обслуживание долга Амурской области обходится в 15% регионального бюджета. Эту цифру назвал в Сочи губернатор Амурской области Александр Козлов. В связи с этим он уже попросил Минфин об отсрочке платежей на три-четыре года. Заметим, что речь идет не о коммерческих кредитах, а о бюджетных, которые выдаются под весьма льготные проценты. Но и они уже становятся для регионов непосильными. Без пересмотра графика погашения региональных долгов возможны дефолты, соглашается губернатор Орловской области Вадим Потомский.
На инвестиционном форуме в Сочи многие губернаторы просили отсрочки по долговым платежам. Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС |
По данным вице-премьера Дмитрия Козака, общий региональный долг составляет 2,3 трлн руб., из них около 41% – долги перед федеральным бюджетом. Инвентаризация расходных полномочий выявила 33 региона с высоким уровнем долга, уровень бюджетной обеспеченности которых даже после выравнивания не позволяет финансировать на среднероссийском уровне возложенные на региональные власти функции. В 2017 году эти регионы могут получить бюджетные кредиты на 200 млрд руб.
Ситуация с федеральным бюджетом выглядит не менее тревожной. По данным Минфина, расходы бюджета в 2016 году составят 16,4 трлн руб., в то время как доходы – только 13,37 трлн руб. Другими словами, почти каждый пятый рубль федеральных расходов не обеспечен доходами. В связи с этим правительство возобновляет приватизацию «Роснефти» и «Башнефти», которая должна принести в казну около 1 трлн руб. Госпакеты акций «Башнефти» и «Роснефти» будут приватизированы в этом году, заявил в прошлую пятницу премьер Медведев. Министр финансов РФ Антон Силуанов подтвердил, что в поправках к бюджету-2016 будут учтены доходы от приватизации части госпакетов «Башнефти» и «Роснефти». Так что завершающийся бюджетный год еще можно назвать относительно благополучным. Но в следующие годы без повышения налогов уже не обойтись.
Речь идет о повышении налогов на бензин, табак, а также о перераспределении региональных налогов. Кроме того, увеличится налоговая нагрузка на нефтяников и газовиков.
В течение следующих трех лет Минфин будет поднимать акцизы на табак на 10% ежегодно. За этот период ведомство намерено привлечь в бюджет 243 млрд руб. В 2017 году увеличение акцизов на табак принесет в бюджет 35 млрд руб., в 2018-м – 82 млрд руб. и в 2019 году – 126 млрд руб. Еще около 117 млрд руб. казна рассчитывает получить от благополучных регионов за счет перераспределения налога на прибыль.
Повышение акцизов на бензин даст федеральному бюджету за три года еще 215 млрд руб. По расчетам Минфина, в 2017 году рост топливных акцизов принесет в бюджет 50 млрд руб., в 2018-м – 75 млрд руб., а в 2019 году – 90 млрд руб. Продление повышенного налога на добычу (НДПИ) для газовиков в 2017–2019 годах принесет в бюджет еще 170 млрд руб.
Чтобы доказать свои успехи в условиях ухудшающейся экономической обстановки, правительство раньше использовало оригинальный аргумент: «Мы думали, что будет еще хуже» или «Самые негативные сценарии не реализовались». Теперь же Минфин сравнивает нынешнюю ситуацию уже с распадом СССР. Ситуация в российской экономике 2015 и 2016 годов сопоставима с ситуацией во время развала СССР и девальвации, заявил в прошлую субботу Антон Силуанов.