Фото сайта rzd.ru
Россия будет втянута в серию конфликтов между новыми глобальными центрами экономической силы. Периферийные войны и дестабилизация режимов могут напрямую затронуть и территорию РФ. Такие последствия трансформации мировой экономики предсказывают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По их мнению, Россия должна быть готова одновременно сдерживать ядерные силы США, побеждать в крупном региональном конфликте и вести несколько антитеррористических операций.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования опубликовал доклад «Новые вызовы безопасности: что на пороге?», который был представлен на международном форуме «Армия-2016».
Наша страна, говорится в документе, будет втянута в конфликты между тремя новыми центрами экономической силы: Трансатлантического (TTIP) и Транстихоокеанского партнерств (TTP), а также пространства Великого шелкового пути, к формированию которого недавно приступил Китай. При этом глобальная конфликтность будет реализовываться в форме не только региональных, локальных, но и, главное, внутренних конфликтов.
ЦМАКП отмечает, что формирование «больших пространств», контролирующих компетенции в сферах финансов, технологий, энергетики, безопасности, собирания технологических цепочек, является одним из важнейших глобальных трендов. Речь идет о Транстихоокеанском партнерстве, Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве и концепции «Один пояс и один путь», выдвинутой Китаем осенью 2013 года и объединяющей сухопутный и морской Шелковые пути.
В докладе отмечается, что велика вероятность возникновения новых конфликтов, которые будут сопровождать дрейф «глобального центра силы» от США к Китаю.
В качестве инструмента новой «силовой балансировки» докладчики центра называют локальные «войны по доверенности» и внутреннюю дестабилизацию, которые позволяют снизить риски лобовых конфронтаций.
При этом отмечается, что ряд потенциальных локальных и внутренних конфликтов находится в зоне либо стратегической ответственности России, как, например, Центральная Азия, или ее безопасности, к которой относится Украина.
«На смену финансово-экономической модели, которую Запад навязывал человечеству, идет новая модель, наступает эпоха Востока, – объясняет президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. – Восточная модель предполагает большую «духовность», она будет апробирована в рамках БРИКС, и проект «Шелковый путь» – это начало ее демонстрации. Не исключено появление новой резервной валюты, которая будет скорее всего опираться на золотой эквивалент. Возможно, это будет пара юань–рубль или юань–песо. Поэтому Запад в панике и готовит битву, чтобы новая валюта не пришла на смену доллару, а Китай не доминировал в экономике».
Московский центр Карнеги (МЦК) в своей недавней статье также анализирует интерес Китая к доставке своих грузов в Европу железной дорогой по территории России и Казахстана. Эксперты обращают внимание, что эти перевозки заведомо убыточны, транспортировка одного контейнера из Китая в Европу по железной дороге сейчас стоит около 6 тыс. долл., а морским транспортом не превышает 1 тыс. долл. Перевозки дотируются китайским госбюджетом не случайно. Экономисты считают, что таким образом китайцы создают альтернативные, не подконтрольные США маршруты для импорта природных ресурсов и экспорта коммерческих грузов.
Кроме того, китайской экономике для поддержания прежних темпов роста нужны все новые и новые заказы. А так как в самом Китае вопросы обеспеченности жильем и дорогами в целом решены, логичным представляется решение загрузить свои экономические мощности строительством жилья и дорог для соседей.
«Борьба между Россией и Китаем за инфраструктуру в Центральной Азии уже идет, – подтверждает завотделением востоковедения Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Маслов. – Китай решает вопросы, связанные с его внутренними экономическими проблемами, разбалансировкой своей экономики. Он пытается минимизировать риски, для чего хочет поставить под контроль каналы доставки своих товаров, всю логистику продаж в Европу». Маслов уверяет, что попытка Китая решить свои проблемы за счет внешнего расширения идет в экономической, а не политической сфере. «Если раньше в Центральной и Восточной Азии главным дестабилизирующим фактором была политика США, то теперь добавляются риски со стороны политики Китая, но они вряд ли приведут к горячим конфликтам», – полемизирует эксперт с докладом ЦМАКПа.