Покупателей в российских автосалонах становится все меньше. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Крым оказался одним из самых бедных регионов страны, где лишь каждая 16-я семья может позволить себе покупку бюджетного автомобиля в кредит. В среднем по России автокредит на дешевый автомобиль доступен каждой пятой семье, сообщают аналитики РИА Рейтинг. «Автомобильно-кредитная» нищета Крыма объясняется высокими ставками по кредитам, низкими зарплатами и дорогими потребительскими товарами.
Регионы РФ различаются не только по зарплатам, но и по величине прожиточного минимума, дороговизне минимального набора продуктов питания, цене автомобильного бензина и ставкам по автокредитам. Различия приводят к тому, что доступность покупки нового легкового автомобиля может меняться по стране почти в 10 раз.
В нефтедобывающих провинциях около половины семей способны найти деньги на выплату автокредита, пропитание, жилье и эксплуатацию бюджетного автомобиля. Но есть и территории, где лишь 5–6% семей могут позволить себе такие расходы.
Для оценки доступности покупки автомобиля эксперты РИА Рейтинг определили долю семей, которые способны выплачивать автокредит за машину ценой 470 тыс. руб. (с учетом КАСКО, ОСАГО), оплачивать эксплуатацию и техобслуживание машины. Предполагалось, что семья тратит на автомобиль не более половины трудовых доходов за вычетом регионального прожиточного минимума.
В среднем по стране доля семей, которые могут найти деньги для покупки автомобиля в кредит, составляет 19,5%, но сильно различается по регионам. Если у лидера рейтинга (Ямало-Ненецкий автономного округа) доля семей, способных оплачивать покупку и содержание автомобиля, составляет более 56%, то у аутсайдера (Ингушетия) – в 12 раз меньше. А в среднем пятерка регионов-лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомобиля, в 7 раз. В Крыму доступность покупки бюджетного автомобиля составляет всего 6,2%. Это наихудший показатель в России, за исключением Дагестана и Ингушетии. Относительная высокая доступность покупки автомобиля в кредит отмечена лишь в 15 регионах.
Подобные региональные расчеты подтверждаются общей статистикой. Количество выданных автокредитов в июле 2016 года снизилось на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Объединенное кредитное бюро (ОКБ). А в прошлом году количество выданных автокредитов уменьшилось на 41%.
Если в 2012 году в России было продано почти 3 млн новых машин, то в 2015 году – лишь 1,6 млн, а по итогам семи месяцев 2016 года продажи автомобилей сократились еще на 14,4%, напоминает РИА Новости.
Автомобильный рынок России по итогам 2016 года может снизиться примерно на 10%, считает министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Ранее Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировала спад продаж легковых автомобилей в этом году на 10,3% по сравнению с прошлым годом. Основными проблемами падения авторынка являются подорожание машин из-за девальвации рубля, возросшие расходы на бензин и страхование, а также высокие процентные ставки по автокредитам, считают эксперты РИА Рейтинг.
О будущем сокращении покупок автомобилей в кредит говорят и данные об общем падении доходов населения. В первом полугодии 2016 года доля семей, которые тратили более половины своих доходов на еду и оплату коммунальных услуг, выросла до 63%. В прошлом году таких семей было 59%, а в относительно благополучном 2013 году – всего лишь половина, сообщает компания Ipsos Comcon. «Россияне стремительно беднеют», – делают вывод социологи. По их данным, в первой половине 2016 года 21% домохозяйств оценили свое материальное положение как «ниже среднего», а в 2013 году таковых было лишь 13%. Более того, число домохозяйств, сталкивающихся с финансовыми трудностями, приблизилось к уровню 2009 года – тогда свое положение как «ниже среднего» оценивали 23%.