Воспитателям детских садов еще только предстоит дождаться зарплат, обещанных «майским указом» президента. Фото Екатерины Ермиловой |
Сегодня и завтра в Москве, как анонсировало агентство РИА Новости со ссылкой на Минобр, может состояться встреча учителей с Дмитрием Медведевым. Общественность ждет очередных советов премьера педагогам. Его прошлые рекомендации в ходе общения с участниками форума «Территория смыслов» сопровождались негативной реакцией. Судя по официальной статистике, все учителя по завету премьера должны пойти в бизнес: их номинальные зарплаты за январь–июнь 2016-го выросли лишь на 3% в годовом выражении при почти 8-процентной инфляции за тот же период.
Вчера Росстат опубликовал свежие данные по зарплатам педагогов. С одной стороны, властям есть чем отчитаться по доходам учителей. С другой, сказать, что вопросы решены – нельзя.
Из данных Росстата видно, что положения майских указов президента в основном выполнены, однако рост доходов учителей проигрывает инфляции. В первом полугодии 2016 года среднемесячный уровень заработной платы учителей общеобразовательных учреждений в целом по стране составил 36,8 тыс. руб. Это всего лишь на 3% больше, чем за тот же период 2015 года. Притом что инфляция за этот период составила 7,8%. Речь идет об инфляции в первом полугодии 2016-го по сравнению с первым полугодием 2015-го.
Напомним, 7 мая 2012 года, на следующий день после своей третьей инаугурации, Владимир Путин подписал 11 указов, определяющих направление развития страны до 2018 года. В майских указах было в том числе несколько пунктов о поднятии довольствия педагогам. В том же 2012 году предстояло довести до средних зарплат в регионах зарплату педагогов общеобразовательных учреждений, к 2013 году до уровня школ надо было подтянуть зарплаты педагогов дошкольных учреждений. Еще в более отдаленной перспективе, к 2018 году, к средним региональным зарплатам должны подняться преподаватели и мастера производственного обучения.
В прошлом году Росстат публиковал очень подробные таблицы по всем позициям указов, но во вчерашних таблицах ни по среднему, ни по производственному образованию нет сравнений с целевыми показателями указов президента.
При этом в начале августа пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов, возникший в связи с заявлением премьер-министра Дмитрия Медведева участникам форума «Территория смыслов» о зарплатах учителей, сообщал, что майские указы продолжают действовать в качестве основного ориентира. «Президент регулярно прощупывает почву на земле, в общении с губернаторами, получает информацию из первых рук», – заявил тогда Песков. Он отмечал, что ситуация с реализацией указов в регионах разная. «Действительно, у многих дела обстоят нормально, у многих по объективным причинам наблюдаются сложности, поэтому ситуацию в данном случае обобщать нельзя», – уточнил он.
Сегодня очевидно, что не решен вопрос с зарплатами работников дошкольных учреждений. Средняя зарплата у них по стране составила в первом полугодии 2016 года 31,4 тыс. руб., и это только 88,8% от целевого президентского ориентира – средней зарплаты в сфере общего образования в субъектах. За год показатель улучшился только на 0,1%.
Впрочем, есть регионы, где и эта задача уже решена. Там зарплаты в детсадах выровнены со школьными. Это Белгородская, Костромская, Курская, Ленинградская, Пензенская, Сахалинская области, Ингушетия и Татарстан. У остальных разрыв около 10–15%. Хуже всех дела обстоят в Москве (69,8%) и в Ростовской области (76,8%). Кроме того, возникает вопрос, а являются ли указы «одноразовым ориентиром», должны ли регионы теперь всегда удерживать эту планку. Например, есть регионы, которые не смогли удержать ситуацию: в 2015 году они уже отчитались о выполнении майского указа, а в первом полугодии 2016-го им снова надо бороться за правильное соотношение зарплат. Среди таких регионов Иркутская и Новгородская области.
Росстат перестал публиковать в удобной форме сравнительные таблицы. Таблица по зарплатам педагогов общеобразовательных учреждений за январь–июнь 2016 года не дает возможности посмотреть, как они соотносятся со средними зарплатами по регионам. А ведь такая же таблица за 2015 год показывала, что в нескольких субъектах РФ указ не был выполнен – например, в Калужской области, Ингушетии, Чечне и на Чукотке.
Та же история и с зарплатами преподавателей и мастеров производственного обучения. Таблица за январь–июнь 2015 года показывает, что у трети регионов целевой показатель еще не достигнут, хотя остается не так и много, процентов 10–15, но таблица за 2016 год сравнить показатели уже не дает.
Проведенный маркетинговым агентством ZOOM MARKET по заказу «Независимого информационного агентства» опрос показал, что более половины респондентов (59%) считают, что учителя не должны заниматься коммерческой деятельностью, 23% ответили, что подработки допустимы, но если они не помешают основной деятельности. И 18% придерживаются мнения, что учителя скорее не должны заниматься коммерческой деятельностью. Большинство опрошенных (64%) оценивают удовлетворительно преподавательский состав в России. 33% опрошенных сказали, что учителя получают недостаточное финансовое вознаграждение за свою работу. Опрос проводился среди 3 тыс. человек – жителей крупных городов РФ.
Тем не менее совет Медведева оказался действенным. Правда, учителя пошли не столько в бизнес, сколько в политику. Как сообщает газета «Уездный город», в Ливенском районе Орловской области более 20 учителей и воспитателей детсадов фигурируют в списках кандидатов на должность депутатов горсовета, притом что на 32 кресла претендуют члены пяти партий и 177 кандидатов. Издание подмечает, что раньше депутатский корпус состоял в основном из руководителей больших и малых предприятий.
Минобр не скрывает, что с зарплатами учителей есть и другие проблемы. Замминистра образования РФ Наталья Третьяк отметила на днях, что учителя не всегда понимают, как формируется их зарплата. «У нас сейчас действует несколько систем оплаты труда, которые сложились в регионах – где-то более удачные, где-то менее удачные, и мы в том числе берем вину на себя и адресуем ее региональным властям, – заявила она. – Учителям не разъясняют, как эта система формируется». По ее словам, есть более радикальный вариант – поставить вопрос о введении отраслевой системы оплаты труда, когда для всех регионов будут установлены единые требования к системе оплаты труда.