0
6646
Газета Экономика Интернет-версия

18.08.2016 00:01:00

Падение доходов россиян ускорилось в июле

Тэги: экономика, реальные доходы, бедность, эмбарго, санкции, санкционные продукты, закон, уничтожение


экономика, реальные доходы, бедность, эмбарго, санкции, санкционные продукты, закон, уничтожение Сенатор Антон Беляков предлагает накормить малоимущих контрабандными продуктами. Фото с сайта www.council.gov.ru

Россияне становятся беднее. По последним данным Росстата, в июле доходы населения сократились на 7% в годовом выражении, падение ускорилось. На фоне ухудшения социальной обстановки некоторые парламентарии вспомнили о недоедающих россиянах и предложили ослабить действующее продовольственное эмбарго – запретить уничтожение качественных санкционных продуктов и раздать спасенную еду бедным. Ранее похожие предложения ни к чему конкретному не приводили. Судя по всему, так будет и в этот раз.

В июле реальные располагаемые денежные доходы россиян сократились на 7% по отношению к июлю прошлого года. Для сравнения: в июле 2015-го денежные доходы россиян в годовом выражении снизились на 4%. То есть сейчас падение доходов граждан ускорилось.

Очевидно, рост числа нуждающихся в РФ беспокоит и парламентариев. Вчера сенатором Антоном Беляковым был внесен в Госдуму законопроект, запрещающий тотальное уничтожение санкционных продуктов, попавших на территорию РФ. Законопроект предлагает отсортировать «санкционку» и качественные продукты безвозмездно передавать на социально значимые нужды. «Предлагаемая мера соответствует общемировой тенденции, направленной на экономное отношение к продуктам питания в целях поддержки социально незащищенных слоев граждан с низкими доходами», – говорится в обосновании законопроекта. Такой подход будет также полностью соответствовать внутренним социально-экономическим запросам нашей страны, уверен Беляков.

Ссылаясь на международный опыт, автор законопроекта приводит в пример действующий во Франции закон, согласно которому продуктовые магазины с определенной площадью обязаны заключать договоры с благотворительными организациями и продовольственными банками о передаче продуктов питания в дар. «В Италии был принят закон, упрощающий передачу нереализованной продукции магазинов нуждающимся гражданам», – продолжает Беляков. Говорится в материалах законопроекта также о Германии, Австрии и Швейцарии, где действует система фудшеринга (foodsharing) – интернет-платформа, с помощью которой частные лица, ретейлеры и производители могут предлагать или забирать продукты питания, которые подлежали бы утилизации.

Правда, сенатор как бы забывает, что в перечисленных им примерах речь идет об официальных, но нераспроданных магазинами товарах. Они легально реализуются в рознице, и когда остается излишек, эти продукты направляют на социальные нужды. В случае же России речь фактически идет о контрабанде запрещенных товаров, о тех незаконных поставках, которые смогли выявить на границе. Другими словами, возникает вопрос: насколько корректно сравнение?

При этом в самом законопроекте и пояснительной записке к нему отсутствует описание каких-либо конкретных механизмов передачи таких продуктов малоимущим россиянам. Примечателен и тот факт, что предложение о передаче нуждающимся гражданам санкционных продуктов поступает сейчас, фактически за месяц до парламентских выборов. Не исключено, что в этом предложении куда больше желания заработать политические бонусы, чем облегчить жизнь неимущих граждан.

Пока же санкционные продукты в РФ продолжают уничтожаться. По данным Россельхознадзора, за год действия указа по уничтожению санкционных продуктов (с 6 августа 2015 года) в России было уничтожено более 7,5 тыс. т запрещенной к ввозу продукции: 7,3 тыс. т пришлось на растительные продукты, еще 228,6 т – на животноводческую продукцию. На прошлой неделе правительство РФ продлило срок действия эти правил до конца 2017 года.

Заметим, это не единственный подобный законопроект, внесенный в Госдуму. Год назад с похожим предложением выступали депутаты от КПРФ, предлагавшие изымать в собственность РФ сельхозпродукцию, подпавшую под санкции и незаконно ввезенную на территорию России. Как заявляли тогда авторы законопроекта, уничтожение санкционной сельхозпродукции – избыточная мера. «Предлагается направлять изъятые продукты малообеспеченным, социально незащищенным и пострадавшим от стихийных бедствий гражданам. Кроме этого, указанная продукция может быть направлена на оказание гуманитарной помощи иностранным государствам, их федеративным и муниципальным образованиям, а также резидентам иностранных государств, беженцам или вынужденным переселенцам», – говорилось в документе. Уничтожению же, согласно законопроекту, подлежит только та продукция, которая будет признана некачественной или опасной.

Законопроект коммунистов за год не дошел даже до первого чтения в Госдуме. При этом в Россельхознадзоре тогда, комментируя подобные инициативы, заявляли об отсутствии четкого механизма проверки безопасности незаконно ввезенных товаров. «Часто многие говорят, что надо передавать эту продукцию в детские дома и т.д. Механизма нет, безопасность продукции не гарантирована, сроки хранения очень маленькие, довести до конкретного потребителя сложно», – говорил замглавы Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Евгений Антонов в августе 2015 года.

По сегодняшний день судьба запрещенных к ввозу санкционных продуктов решается постановлением правительства от 31 июля 2015 года, напоминают опрошенные «НГ» юристы. «Согласно тексту постановления, выявленная продукция изымается по решению Федеральной таможенной службы, либо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, либо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и уничтожается «любым доступным способом», – поясняет партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

По мнению юриста, теоретически после изъятия незаконно ввезенные продукты могли бы быть переведены в государственную или муниципальную собственность с целью их дальнейшей передачи нуждающимся слоям населения. «Другой вопрос – будут ли приведенные обоснования сочтены достаточными для таких изменений», – рассуждает Шевченко. Он полагает, что все будет зависеть от общего внешнеполитического фона и настроений в обществе. «В случае если создадут общественный резонанс вокруг возможных изменений, который подтвердит поддержку инициативы, то она может получить путевку в жизнь», – не исключает эксперт.

«Главное при введении указанных поправок – решить вопрос со злоупотреблениями. Изменения фактически легализуют распространение иностранных продуктов питания на территории РФ, и это не должно стать возможностью для спекуляций», – замечает старший юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина. Необходимо продумать механизмы контроля над потоком таких продуктов и наказание за нарушение предусмотренных правил их распространения, считает она.

Стоит, правда, отметить, что и отношение самих россиян к продэмбрго и уничтожению продуктов довольно-таки противоречиво. Например, в августе прошлого года на фоне кампании по уничтожению санкционной еды на сайте Change.org начался сбор подписей под открытым письмом к президенту РФ об отмене закона об уничтожении санкционных продуктов и передаче их социально незащищенным категориям граждан. Петицию тогда подписало свыше 500 тыс. человек, а сам документ и подписи к нему были переданы в администрацию президента. Дальнейшая судьба документа неизвестна. Хотя еще до момента ее передачи в Кремле обещали принять петицию во внимание. Об этом, в частности, говорил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Согласно же оценкам социологов, россияне сегодня в большинстве своем вовсе не против продэмбарго. «Россияне в целом поддерживают политику контрсанкций. Люди плохо сопоставляют причины и следствие: россияне зачастую не связывают с эмбарго рост цен и увеличение доли фальсификатов на рынке», – замечает профессор департамента социологии Высшей школы экономики Светлана Барсукова. «Более половины россиян по-прежнему положительно оценивают запрет на импорт продуктов из западных стран», – сообщили вчера «НГ» в Левада-Центре.

При этом, как следует из июльского опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), сегодня 82% россиян в целом поддерживают российское эмбарго. И лишь каждый десятый (12%) считает эту меру неправильной. При этом более половины граждан (54%) полагают, что России следует отменить свое эмбарго в случае отмены санкций против России. О желательности сохранения одностороннего эмбарго при этом говорит треть россиян.

Однако, продолжают в ФОМе, за последний год резко уменьшилась доля тех, кто считает влияние продовольственного эмбарго позитивным. «В июне 2015 года так считали 47% респондентов, а сегодня – только 39%», – сообщают в фонде (см. «НГ» от 11.07.16).

К слову, год назад, по данным того же ФОМа, не однозначным было и отношение россиян к уничтожению санкционных продуктов. Так, чуть менее половины россиян (42%) поддерживало уничтожение санкционных продуктов питания, в то время как против этого выступало 38% опрошенных. Активнее же всего, как сообщали социологи, за уничтожение продукции выступали жители малых населенных пунктов, имеющие невысокий доход. А против – обеспеченные жители мегаполисов.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
337
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
377
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
537
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
457

Другие новости