Неимущие часто воспринимают свое положение не как беду, а как вину. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В стране усугубляется неравенство в доходах населения. Ученые называет одним из факторов увеличения социального неравенства снижение реального размера пенсий, социальных пособий и зарплат работников образования и здравоохранения. По их мнению, бедность не только заставляет граждан испытывать стыд за свое положение, но и негативно влияет на здоровье.
В первом полугодии 2016 года на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,4% общего объема денежных доходов (за тот же период 2015 года - 29,1%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения приходилось 2,1%, столько же было и в прошлом году. Такие данные сообщает Росстат.
Индекс концентрации доходов, так называемый коэффициент Джини, увеличился за шесть месяцев 2016 года с 0,396 до 0,399 раза. Он указывает на степень отклонения фактического распределения общего объема доходов от равномерного распределения. Чем ближе его значение к единице, тем выше расслоение доходов в обществе. Коэффициент фондов, указывающий на отношение среднего дохода 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных, тоже увеличился – с 13,8 до 14,1 раза.
Как сообщили в понедельник специалисты Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), одним из факторов увеличения уровня доходного неравенства могло стать снижение реального размера пенсий, социальных пособий и заработных плат работников образования и здравоохранения. Об этом говорится в очередном выпуске их «Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения».
Экономисты напоминают, что реальные располагаемые денежные доходы населения и реальный размер назначенных пенсий снизились в июне 2016 года соответственно на 4,8 и 4,4% по отношению к июню 2015-го. В первом полугодии 2016-го падение доходов населения составило в годовом выражении 5%, пенсии при этом сократились на 3,6%. Не изменился только реальный размер назначенной заработной платы.
Высшая школа экономики (ВШЭ) проанализировала, как выглядит социальное неравенство в современной России с научной точки зрения, и привела подборку основных тезисов из различных исследований неравенства в РФ. В частности, ученые выяснили, что «неравенство создает общественную среду, которая негативно влияет на здоровье»: «Чем больше социальное неравенство, тем острее сознание того, что трудно что-либо сделать для изменения своего низкого социального статуса. Дальнейшие звенья этой цепи – серьезный стресс, депрессия и возможное развитие сердечно-сосудистых заболеваний». Более того, как замечает замдиректора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Ольга Кислицына, «несправедливое распределение дохода в стране приводит к неравному доступу разных социальных слоев к товарам и услугам, прямо или косвенно способствующим улучшению здоровья».
Бедность стала новым массовым явлением в современной России, большинство граждан, особенно выросших на идеалах равенства и братства, пропагандировавшихся в СССР, с трудом адаптируются к новым реалиям. «В современном обществе бедным быть стыдно. Бедность воспринимается не как беда человека, а как его вина. Бедность стала своеобразным клеймом для многих людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, – говорит доцент департамента социологии ВШЭ Ольга Симонова. – Опасаясь порицаний общества, они стараются скрывать свои проблемы и не дают возможности государству помочь им. Таким образом, нуждающиеся граждане загоняют себя в еще больший тупик, и меры социальной политики, направленные на борьбу с бедностью, оказываются неэффективными».
Однако если малоимущие массово не выносят свои проблемы на суд госструктур, это не значит, что они не рассказывают о них никому. Опубликованные в июне данные опроса Левада-Центра показывали, что две трети граждан ощущают напряжение между богатыми и бедными, а 41% респондентов назвали его даже «очень сильным».
Не преминули накануне выборов оседлать тему социальной несправедливости и политики. Председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов в начале августа назвал очень опасным уровень дифференциации доходов в нашей стране. «Во всем мире есть такое правило – если децильный коэффициент (показатель дифференциации доходов) составляет более 10%, то это является прямой угрозой социального взрыва. А в России он составляет 17%», – предупредил Миронов. В свою очередь, ЛДПР ранее внесла в Госдуму законопроект, в котором предлагается установить прогрессивную шкалу подоходного налога.
«Неуклонный рост доходов определенной части общества не связан с ростом эффективности отечественной экономики, процветанием страны и ее регионов, считает завкафедрой экономики труда и управления персоналом РЭУ имени Г.В. Плеханова Ольга Забелина. – Российская подоходная дифференциация проявляется не только в абстрактной поляризации высокодоходной «верхушки» и малообеспеченных «низов», а в растущей социальной стратификации населения в зависимости от сферы деятельности, профессии, места проживания и работы».