Глава «Газпрома» Алексей Миллер и руководитель Минэнерго Александр Новак размышляют о том, как заинтересовать китайцев российским газом. Фото Дмитрия Астахова/ТАСС
Через 15 лет КНР будет импортировать в пять раз больше природного газа, чем сегодня. К 2030 году Поднебесная увеличит импорт газа до 270 млрд куб. м против 53 млрд в 2015-м. Такие амбициозные планы озвучили в Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC). Однако эти, казалось бы, многообещающие перспективы совершенно не означают, что КНР нарастит импорт именно за счет поставок из России. Опрошенные эксперты предупреждают, что спрос Китая на голубое топливо может оказаться намного меньше, чем сейчас заявляется. Более того, по их мнению, Китай сейчас слегка блефует, чтобы выбить себе более выгодные условия в переговорах по новым газовым маршрутам, в том числе проектируемым Россией.
«Увеличение поставок газа из-за рубежа позволит Китаю перейти на использование более экологически чистых источников топлива. Этот процесс является важной частью трансформации промышленного сектора страны и реформирования экономики», – приводит ТАСС сообщение CNPC. Как поясняется, одной из причин ожидаемого роста импорта газа в Китай стало соглашение между Пекином и Вашингтоном, обязавшее стороны сократить выбросы парниковых газов почти на треть в течение ближайших 20 лет. Именно в рамках этого соглашения Китай планирует увеличить импорт газа за 15 лет в четыре-пять раз – до 190–270 млрд куб. м в год.
Правда, пока что в КНР наблюдается прямо противоположная тенденция. По итогам первого полугодия 2016 года Поднебесная снизила импорт голубого топлива на 20% – до 35,6 млрд куб. м. Такие данные ранее приводил Госкомитет по развитию и реформам Китая. При этом Китай нарастил собственную добычу и потребление. За тот же период страна довела собственную добычу до 67,5 млрд куб. м газа, увеличив ее на 3%. Собственное потребление газа в КНР составило чуть менее 100 млрд куб. м, увеличившись почти на 10%. До сих пор многие электростанции страны предпочитают работать на более дешевом угле, сообщали ранее журналистам отраслевые эксперты. Так, в 2015 году около 67% в структуре генерации Китая приходилось на уголь и лишь 3% – на газ.
Новости о том, что Китай сейчас существенно снизил импорт газа, по идее, могут насторожить «Газпром», который пока не оставляет надежд заключить с КНР контракт на поставку российского газа еще и по западному маршруту. Как известно, российский газ предполагается поставлять в Китай по двум направлениям – западному и восточному. Восточный маршрут предполагает разработку новых месторождений Восточной Сибири, в первую очередь Чаяндинского и Ковыктинского (Якутия и Иркутская область). От них будет построен газопровод «Сила Сибири», который соединится с газопроводом Сахалин–Хабаровск–Владивосток. В районе Благовещенска от трубы будет построена ветка в Китай. По ней, согласно контракту, подписанному в мае 2014 года «Газпромом» и CNPC, будет осуществляться поставка 38 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет. Сумма контракта составляет 400 млрд долл. А первые поставки могут начаться в 2018–2019 годах.
Западный маршрут предусматривает поставку 30 млрд куб. м по трубопроводу из Ямало-Ненецкого автономного округа через Алтайский край на северо-запад Китая в течение 30 лет.
Для этой цели предусматривается строительство трубопровода «Алтай» (или «Сила Сибири-2») в уже существующем транспортном коридоре из Западной Сибири до Новосибирска с последующим продолжением до российско-китайской границы. Однако контракт на поставку топлива до сих пор не заключен. В мае прошлого года «Газпром» и CNPC лишь подписали соглашение об основных условиях поставок газа в Китай по западному маршруту с месторождений в Западной Сибири.
Пока что промышленность КНР угольную зависимость не поборола. Фото Reuters |
Ранее в российском правительстве обещали, что контракт на поставки по западному маршруту будет заключен в текущем году. «В активной фазе находятся переговоры по поставкам 30 млрд куб. м газа по западному маршруту. Процесс идет плодотворно, в ближайшее время ожидаем его результатов», – говорил в конце апреля замминистра энергетики Кирилл Молодцов (см. «НГ» от 22.04.16). Уже позднее, в конце июня, глава «Газпрома» Алексей Миллер выступил с сенсационным заявлением, что газовый холдинг сделал китайской CNPC ценовое предложение по «Силе Сибири-2». «Компании CNPC мы сделали коммерческое предложение по цене и объемам поставок газа в Китай по западному маршруту. В случае если наше предложение будет принято, можно рассчитывать, что контракт будет подписан в ближайшее время», – приводил слова Миллера Интерфакс.
Однако пока есть сомнения относительно того, приняла ли это предложение китайская сторона. Как уточнил в начале августа директор управления международных связей CNPC Ли Юэцян, «переговоры по сотрудничеству в рамках западного маршрута поставок газа в Китай идут долгое время – и сейчас еще идут». Это же вчера «НГ» подтвердили и в пресс-службе Минэнерго РФ.
Возможно, стороны не договорились не только по цене. Ли Юэцян также сообщал, что CNPC в рамках переговоров о поставках российского газа по западному маршруту предлагает «Газпрому» более тесное взаимодействие: «Китайская сторона на основе принципов укрепления сотрудничества, совместного разделения рисков и получения взаимной выгоды предлагает российским партнерам провести вертикально интегрированное сотрудничество, включая upstream (разведка и добыча), midstream (транспортировка и хранение), downstream (обработка и очистка). Таким образом, мы сможем повысить уровень нашего сотрудничества». Но, как уточнял при этом Юэцян, пока сторонами не достигнута договоренность о модели сотрудничества. Судя по всему, такой подход не очень интересен российскому газовому холдингу. Ранее Алексей Миллер уже пояснял, что «Газпром» не рассматривает интегрированный подход для поставок газа в Китай по западному маршруту.
Как считают опрошенные «НГ» эксперты, заявления китайцев о многократном росте импорта голубого топлива к 2030 году стоит воспринимать критично. «Несмотря на смелые прогнозы, пока потребление газа в Китае растет не столь стремительными темпами. За прошлый год КНР нарастил потребление газа на 4% – самые низкие темпы прироста за последние 15 лет. Более чем вдвое за последние два года снизились и прогнозы по росту спроса на газ. Нынешняя ситуация в китайской экономике также вынуждает сомневаться в столь стремительных темпах роста потребления газа», – рассуждает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Необходимо осторожно относиться к тем целевым показателям, которые приводит CNPC, соглашается аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. «Перспектива наращивания газа Китаем пока неясна. Вопрос в том, каким может быть объем собственного потребления. Как в этой структуре будет распределяться спрос на собственный газ и импортный и какой импортный газ будет в приоритете: сжиженный природный газ (СПГ) или трубопроводный. К тому же крайне дешевым топливом в Китае остается уголь», – замечает он.
Эксперт добавляет, что скорее всего КНР в целом увеличит импорт газа, но не факт, что в этом импорте найдется место для российского топлива. «Сегодня усиливается конкуренция между СПГ и трубопроводным газом. Что же касается западного маршрута, то здесь наш основной конкурент – Туркмения», – говорит Нестеров. Китай в первую очередь заинтересован в предоставлении ему минимальной цены на газ, что для РФ может оказаться проблематичным. «У «Алтая» довольно-таки длинное транспортное плечо как на территории РФ, так и в КНР, что, естественно, не удешевляет стоимость газа», – сообщает Нестеров. К тому же, замечает он, помимо Туркмении РФ придется конкурировать с поставками СПГ из Ирана, США и Австралии.
По мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, в планах Китая по увеличению импорта к 2030 году вообще нет российского газа. По словам эксперта, Поднебесная нарастит поставки за счет СПГ, а также трубопроводного газа из Азии. «Возможно, российский газ и был бы интересен КНР, но только в том случае, если Россия в качестве цены даст 25% от его себестоимости», – считает Крутихин.
Хотя не все эксперты были столь скептически настроены. «Перспективы России как поставщика голубого топлива в Китай зависят лишь от двух факторов – наличия газотранспортной инфраструктуры и приемлемой цены сырья», – говорит член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. И то и другое, по его мнению, Россия готова в будущем предоставить китайским клиентам. «От КНР требуются лишь договороспособность и готовность разделить возможные риски с «Газпромом», поскольку в нынешней ситуации невысоких цен на энергоносители российской компании невыгодно взваливать на свои плечи всю ответственность за строительство дорогостоящих трубопроводов в Китай», – замечает Касаев.
Но самое главное, что стоит учитывать, – заявления CNPC вполне могут носить и пропагандистский оттенок. «Таким заявлением КНР, с одной стороны, может заявлять о своей борьбе за экологию, а с другой – успокаивать потенциальных поставщиков в необходимости топлива. И когда газовая инфраструктура будет готова, а спрос окажется меньше заявленного, Китай окажется в более выгодной переговорной позиции по цене», – поясняет Валерий Нестеров.
«Китай действительно стремится сократить потребление угля и нарастить использование других энергоносителей, прежде всего газа и нефти», – подтверждает завотделением востоковедения Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Маслов. Но одновременно с этим цель Пекина – не допустить газовой зависимости от какой-то одной страны, добавляет Маслов. Например, заручившись принципиальным соглашением с Россией в 2014 году о поставках газа по трубопроводу «Сила Сибири», Китай укреплял сотрудничество и с другими партнерами, в том числе с Туркменистаном, увеличивал взаимодействия с такими поставщиками сжиженного газа, как Катар и Австралия, обсуждал новые проекты с США. «При этом Китай не торопится договариваться ни об окончательной цене, ни о точных объемах по российским поставкам. Не исключено, что КНР рассчитывает не столько на покупку газа, сколько на вхождение в число акционеров российских газовых компаний, – предполагает Маслов. – Эту тактику КНР использует, в частности, в Европе и других регионах для приобретения блокирующих пактов в крупных компаниях».