0
13523
Газета Экономика Интернет-версия

11.08.2016 00:01:00

Путь "из китайцев в варяги" обрывается под Москвой

Тэги: ржд, китай, новый шелковый путь


ржд, китай, новый шелковый путь Инициированный председателем КНР Си Цзиньпином проект «Пояс и путь» сравнивают с Планом Маршалла. Фото Imago/Xinhua/ТАСС

Через две недели в подмосковный Орехово-Зуево прибудет железнодорожный состав со свежими китайскими грушами, помело и чесноком. В РЖД сообщили, что отправкой из порта Далянь первого рефрижераторного прямого поезда начали тестировать новую схему доставки скоропортящихся грузов из КНР в РФ «от двери до двери». Фрукты будут ехать 18 суток, это в три раза быстрее по сравнению с прежней транспортировкой, которая включала перегрузку в морских портах. Можно предположить, что этот проект – один из этапов реализации китайской концепции Нового шелкового пути. Так как Далянь – чуть ли не единственный порт в Северо-Восточном Китае, включенный в китайскую программу «Экономический пояс Шелкового пути». В российском правительстве, однако, как будто не заметили, что Шелковый путь добрался до России.

До сих пор свежие продукты из Китая доставлялись автотранспортом только в регионы российского Дальнего Востока, а в европейскую часть сельхозпродукция шла морем и, вероятно, «спецподготовленная» к почти двухмесячному плаванию. Китайские яблоки и другие фрукты не редкость на наших прилавках, но покупатели замечали, что выглядят они как пластмассовые, покрыты каким-то воском и часто прямо в руках из глянцевых красавцев превращаются в гнилушку.

Теперь железнодорожники обещают, что при выходе логистического сервиса на рабочую мощность они смогут еженедельно отправлять до четырех рефрижераторных поездов из восьми 40-футовых контейнеров (примерно по 26 т каждый, то есть около 800 т в неделю). Кроме свежих овощей и фруктов в этих рефрижераторах можно перевозить и другие замороженные и охлажденные продукты, лекарства и даже электронику, которой нужен определенный температурный режим. Российская Объединенная вагонная компания, как сообщил вчера ТАСС, наладит серийное производство универсальных платформ, на которых можно будет перевозить 40-футовые контейнеры.

От Москвы до Даляня 8,6 тыс. км. Этот город-порт в заливе Желтого моря с населением 6,2 млн человек стал очень часто фигурировать в сводках новостей о новом транспортном коридоре «из китайцев в варяги». Еще 5 февраля из Даляня в Калужскую область прибыл контейнерный поезд, который позиционировали как первый в рамках международного проекта «Новый шелковый путь». Как передает агентство Regnum, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил тогда, что прорабатывается вопрос продления маршрута через Беларусь до Амстердама и других важных логистических точек в Европе. «На этот счет есть поручение президента России Владимира Путина, которое адресовано руководству Калужской области и ОАО «РЖД», – сказал Артамонов. Под Калугой уже действует крупная контейнерная площадка мультимодального логистического центра Freight Village в индустриальном парке «Ворсино». Здесь готовы принимать 150 тыс. контейнеров в год, а при необходимости могут увеличить мощность и до 350 тыс. По словам первого замгубернатора Калужской области Алексея Лаптева, «сейчас приходит один поезд в месяц, а в будущем увеличим до четырех-шести составов».

В середине июля поезд из Даляня привез напрямую в Москву 60 контейнеров, груженных 120 автомобилями бизнес-класса китайского производства. Анонсирован также маршрут в Новосибирск, созданный для экспорта древесины.

Агентство «Синьхуа» называет Далянь жемчужиной на Новом шелковом пути. Это единственный порт в Северо-Восточном Китае, включенный в госпрограмму «Пояс и путь» – инициативу Китая по созданию «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», которая впервые была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином осенью 2013 года. О развитии проекта «НГ» писала в номерах от 16.05.16 и 22.06.16. Пути через Россию есть альтернатива в виде Транскаспийского маршрута.

На днях бывший экономист Международного валютного фонда, гендиректор компании Eurizon SLJ Capital Стивен Джен назвал  проект «Пояс и путь» более значимым для экономики Европы, чем План Маршалла в послевоенное время или расширение Евросоюза. «Это типичный пример крупного геополитического события, которое станет судьбоносным для мировой экономики и сбалансирует политические силы в долгосрочной перспективе», – цитирует Джена агентство Bloomberg.

По мнению Джена, «Пояс и путь» похож на программу помощи по восстановлению Европы в послевоенный период, предложенную в 1947 году госсекретарем США Джорджем Маршаллом. Она была направлена на восстановление производства в Европе, снятие торговых барьеров между бывшими противниками, восстановление европейской экономики. «В долларовом выражении он превысит проект почти 70-летней давности в 12 раз», – считает Джен.

Путь из китайского Даляня в подмосковное Орехово-Зуево займет чуть больше двух недель.  	Фото c сайта www.customs.gov.cn
Путь из китайского Даляня в подмосковное Орехово-Зуево займет чуть больше двух недель.   Фото c сайта www.customs.gov.cn

Проект затронет 64 страны, где живут 4,4 млрд человек, и около 40% мировой экономики. На реализацию проекта Китай потратит около 9% своего годового ВВП, то есть вдвое больше, чем в свое время сделали США для поднятия экономики Европы, уверяет Джен. Он оценил инвестиции Китая в проект в 1,4 трлн долл.

В то же время в пресс-службе Минэкономразвития заявили вчера «НГ», что трасса от Даляня до станции Орехово-Зуево Московской железной дороги не имеет никакого отношения к проектам Шелкового пути. «В Минэкономразвития документы не поступали», – сказали там.

А в пресс-службе Минвостокразвития «НГ» пояснили, что инициатива по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» связана с трансформацией Китая. Он превращается из страны, которая нуждалась в инвестировании и привлекала внутрь себя ресурсы, в экономику внешнего инвестирования. «Задача российской стороны – понять, какие инструменты и механизмы мы можем предложить, чтобы конкурировать с другими странами», – говорят в Минвостокразвития.

«Надеяться на большой объем китайских инвестиций в ближайшее время – вредная иллюзия», – предупредил в беседе с «НГ» руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Маслов. По его мнению, никакого российского участка Шелкового пути не существует. Он призывает не столько рассчитывать на инвестиции, сколько налаживать производство, в том числе совместное, продукции, которую можно продавать в КНР.

«В отличие от Плана Маршалла инициатива Шелкового пути не предусматривает экономического возрождения Европы, она направлена прежде всего на решение проблем китайского экономического и политического развития, – говорит Маслов. – Для Китая выход в ЕС  является частью важнейшей стратегической цели «глобализации по-китайски». Коллега Маслова, завкафедрой управления логистической инфраструктурой ВШЭ Виктория Герами опасается, что в ситуации, когда не готова инфраструктура перевозки товаров дальше на запад, в Европу, Россия может оказаться не страной-транзитером, а импортером китайской продукции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
997
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1243
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1278
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1007

Другие новости