Глава Центробанка Эльвира Набиуллина следит не только за инфляцией, но и за промышленным производством. Фото Reuters
Россия пробила «дно» и опустилась еще ниже – таков итог первых двух кварталов 2016 года, сообщили специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ). Падение продолжится: по итогам года экономический спад достигнет 1,5%, считают эксперты. Это противоречит официальным прогнозам. Например, Центробанк (ЦБ) уверяет, что в 2016 году ВВП сократится на 0,3–0,7%. Также в официальных материалах ЦБ говорится о позитивных изменениях в обрабатывающей промышленности. Правда, одновременно с этим индекс деловой активности PMI в обрабатывающих отраслях РФ, наоборот, указал на возобновление негативных тенденций.
Вопреки официальной версии кризис в России усиливается – об этом говорится в новом выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе», подготовленном Центром развития ВШЭ. Если в первом квартале ВВП РФ в годовом выражении сократился на 1,2%, то во втором, по оценкам экономистов, снижение составило уже 1,4%. По итогам всего года ВШЭ прогнозирует спад на 1,5%.
«Первое полугодие 2016-го показало, что завершилась лишь первая, самая острая фаза приспособления экономики к «новой нормальности». После отскока во втором полугодии 2015-го… экономика вновь начала сокращаться, пробив «дно», – поясняет ведущий эксперт Центра развития Николай Кондрашов. По его словам, отскок в прошлом году был обусловлен «кратковременным положительным вкладом фактора запасов и необоснованным оптимизмом экономических агентов по поводу перспектив выхода из кризиса».
«Процесс сжатия экономики идет широким фронтом», – добавляет Кондрашов. Судя по расчетам Центра развития, лишь сельское хозяйство и оптовая торговля чувствуют себя более или менее уверенно, демонстрируя по итогам полугодия рост на 2,6% и 3,1% соответственно (речь идет о росте по отношению к первому полугодию 2015-го).
При этом рост промышленного производства близок к нулю – 0,4%. А строительство и розничная торговля в глубоком минусе – по итогам полугодия спад и в том, и в другом секторе приблизился в годовом выражении к 6%.
Экономисты уточняют: «Статистика указывает на то, что слабого рубля оказалось недостаточно не только для устойчивого роста промышленности, но и для восстановления после 5-процентного падения в кризис. Отыгран был лишь 1%, и то за счет фактора запасов. Очевидно, что полученные ценовые преимущества пока не смогли компенсировать неконкурентоспособность российских предприятий на внешних рынках, иначе высвободившиеся мощности можно было бы ориентировать на производство продукции на экспорт, и тогда мощного спада промпроизводства не наблюдалось бы».
В Центре развития также подсчитали, как изменилась экономическая ситуация, если сравнить текущие показатели со среднегодовым уровнем 2014 года, или, как говорят эксперты, с началом кризиса. С начала кризиса российская экономика уже потеряла 5,5% ВВП.
Кроме того, «о драматичности ситуации говорит и индикатор внутреннего частного спроса», замечает Кондрашов. «Спрос почти непрерывно снижается с начала кризиса, а в первом полугодии даже ускорил падение, сократившись за два квартала на 3,7%. Из этого следует, что экономические агенты окончания кризиса не замечали и пока не замечают», – поясняет экономист.
Оценки и прогнозы финансовых властей выглядят совершенно иначе. Хоть там тоже говорится о спаде некоторых показателей, однако в целом ситуация как будто, наоборот, улучшается.
Центробанк вчера опубликовал аналитический комментарий о состоянии российской экономики. И в нем утверждается, что «в июне продолжилось постепенное оживление производственной активности, сопровождающееся ростом заработной платы и небольшим снижением уровня безработицы».
Годовой темп снижения ВВП во втором квартале 2016-го составил, по оценкам ЦБ, 0,2–0,4%. А в целом по итогам года ВВП, по прогнозу аналитиков Центробанка, снизится на 0,3–0,7%. Этот вариант заметно оптимистичнее, чем оценки ВШЭ. Хотя по сравнению с правительственными прогнозами ведомство Эльвиры Набиуллиной даже как будто склонно к пессимизму. Ведь Минэкономразвития в майском прогнозе ожидало получить по итогам всего 2016 года спад экономики РФ лишь на 0,2%.
Источник: Центр развития ВШЭ |
Аналитики Центробанка упоминают как один из позитивных факторов оживление в промышленности, которое случилось прежде всего благодаря обрабатывающим отраслям. «В июне продолжилось восстановление производственной активности. Объем промышленного производства с исключением сезонного фактора вырос на 0,3% по сравнению с предыдущим месяцем. Годовой темп прироста показателя повысился до 1,7% с 0,7% в мае. Основной вклад в ускорение динамики выпуска внес обрабатывающий сектор, прирост производства в котором в годовом выражении в июне ускорился до 1,6% с 0,3% в мае 2016 года», – говорится в материалах ЦБ.
Но это улучшение, похоже, было временным. Потому что уже в июле деловая активность в обрабатывающих отраслях РФ начала снижаться. Об этом свидетельствует индекс PMI, высчитываемый компанией Markit.
Как сообщили вчера аналитики компании, «индекс PMI для обрабатывающих отраслей РФ в июле опустился до 49,5 балла с июньского показателя 51,5 балла. Значение индекса выше 50 баллов указывает на рост деловой активности, ниже – на падение. По мнению аналитиков компании, ухудшение рыночной конъюнктуры в российских обрабатывающих отраслях произошло прежде всего из-за сокращения новых заказов.
Совокупный индекс PMI высчитывается на основе опросов, которые ежемесячно проводятся среди руководителей 300 российских обрабатывающих предприятий. В ходе опросов респонденты оценивают ситуацию с новыми заказами, объемами производства, занятостью, сроками поставок сырья и материалов.
«Чем грешат официальные прогнозы? Они экстраполируют тенденции начала года на второе полугодие, – комментирует ситуацию директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – И если темпы спада в начале года замедлились, то соответственно официальные прогнозы предполагают, что это замедление продолжится и в дальнейшем. Но это неправильно».
По словам Николаева, наоборот, высока вероятность усугубления негативных тенденций. Факторов много – это и динамика нефтяных цен, и бюджетные проблемы, и общая неопределенность, которая сдерживает инвестиционную активность.
К слову, как сообщил вчера Минфин, средняя цена на нефть марки Urals за январь–июль 2016-го снизилась на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 38,7 долл. за баррель.
Николаев продолжает: «Инвестиционноемкие отрасли нам демонстрируют, что проблемы никуда не делись. Пример – строительство, в котором спад в последние месяцы превышал 9%». По словам экономиста, ФБК прогнозирует, что по итогам 2016 года снижение ВВП РФ составит 2%.