0
5248
Газета Экономика Интернет-версия

28.07.2016 22:39:00

КАРТ-БЛАНШ. Хватай Башнефть – вокзал отходит

Никита Кричевский

Об авторе: Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор

Тэги: роснефть, башнефть


роснефть, башнефть Фото с сайта акционерной нефтяной компании "Башнефть"

Ангажированные публикации обычно появляются по трем причинам: либо «заказ», либо личная неприязнь, либо, если, например, компания принадлежит государству – ненависть к стране в целом. В первом случае «цена вопроса» – пара тысяч долларов (не считая «заноса» в масс-медиа), второй и третий варианты не лечатся, поскольку принцип.

Технология фабрикации незамысловата. Вначале игнорируем достижения «объекта». Затем сравниваем его главу с фигурой, вызывающей резкое неприятие в обществе, с тем же Ходорковским. Наконец, мешаем в кучу и коней, и людей – экспертов, чиновников, силовиков, президента – посыпая дурно пахнущее варево ворохом «левых» аргументов.

Важно заставить «жертву» опровергать, доказывать, спорить, словом, играть на чужой поляне. Раз оправдывается – значит, уже виноват. Да, и ни в коем случае не «светить» заказчика.

В последние дни из всех возможных утюгов как по команде выскочили никому не известные бирманы и миловы и стройным хором ополчились на «Роснефть» за то, что крупнейшая компания России дерзнула подать заявку на приватизацию «Башнефти». Видимо, «наивные чукотские мальчики» всерьез уверены, что против их лома нет приема, другими словами, их тактика неуязвима.

Блажен, кто верует. Пусть теперь напрягут свои принципиально проплаченные извилины, чтобы попытаться ответить по существу.

Кто и для чего придумал приватизировать прибыльные и успешные госпредприятия – «Алросу», «Башнефть», ВТБ, «Роснефть», «Совкомфлот»? Все те же «либералы», а также их ставленники в правительстве, 20 лет назад «за долю малую» дербанившие советскую экономику, а теперь решившие нагреть ручки на остатках того, что недопилили.

Кстати, никого не смущает, что одни «приватизаторы» спились, другие умерли по «естественным» причинам, третьих кара настигла через близких родственников? Нет? Тогда идем дальше.

Правительство заявляет, что в бюджете, мол, дефицит, потому надо срочно продать все что можно, а там хоть трава не расти. (Резон в этих словах есть: после думских выборов многие из апологетов приватизации в стиле «хватай мешки – вокзал отходит» лишатся постов, а значит, и возможности поживиться). Тогда следующий вопрос: откуда этот дефицит взялся, и почему он столь значителен?

Ответ прост как правда, причем, правду эту представил бывший коллега псевдорыночников, а точнее, высокопоставленных коррупционеров, Андрей Клепач. Недавно он заявил, что каждый рубль укрепления курса приводит к недополучению бюджетом 150-160 млрд рублей в год.

То есть чуть больше 1,5 рублей ослабления национальной валюты, и «Башнефть» можно не продавать! А если, скажем, снизить на 10 рублей – то и «Роснефть» тоже! А ничего что за последние 10 дней курс понизился на почти четыре рубля? Есть ли теперь смысл в продаже для бюджета?

Самое интересное, что полгода назад страна уже жила при цене 75-80 рублей за доллар и никого это не смущало. К чему было укреплять рубль? К тому, чтобы заработать на финансово-инсайдерских спекуляциях лишнюю «копеечку». Но это отдельная история.

Выходит, на первом плане все-таки деньги, а не приход мифического «эффективного собственника», который тут же, по примеру, ТНК-ВР или «Лукойла», оформит часть уставного капитала «Башнефти» на офшор. Так какая разница, откуда эти деньги поступят? Если от «Роснефти», то понятно, что не из бюджета или кредитов госбанков, а из свободного денежного потока, к слову, наибольшего среди всех мировых энергетических гигантов.

Несколько лет назад, когда «Роснефть» приобретала по рыночной, акцентирую, цене ТНК-ВР, претензии заблудших в трех экономических соснах аналитиков основывались на непомерно высокой оценке покупаемой компании, а не на бюджетных заимствованиях. Мол, дорого купили. Теперь, когда «Роснефть» вновь предлагает купить «по рынку», концепция что ли у ребят поменялась?

Впрочем, Бог с ней, с концепцией. Как в правительстве и в «независимых» кругах могут прокомментировать оценку профильных специалистов, считающих, что создание дополнительной стоимости после поглощения «Роснефтью» башкирской компании составит «порядка $2,5 млрд – довольно внушительная цифра, которая вполне сопоставима с масштабом самой сделки по продаже пакета «Башнефти»?

Предпоследний вопрос: «радетели» и их правительственные кукловоды мнением людей о текущей приватизации случайно не интересовались? Снова нет? А зря: 9 из 10 опрошенных скажут, что та же «Башнефть» должна остаться за государством, потому что для нашего человека собственность – это функция труда, а не капитала.

Надеюсь, понятно выразился? Непонятно? Тогда спросите у своих родителей о судьбе их ваучеров и об отношении к новоявленным олигархам.

Наконец, главный вопрос: qui prodest (кому выгодно)? Лично мне, да и многим, очень многим, очевидно, что вся эта шумиха инициирована не правительственными чиновниками, а наиболее вероятным после «Роснефти» покупателем «Башнефти» – «Лукойлом», избранные детки руководства которого так любят утекать от московской полиции на своих «Гелендвагенах».

Так что старайтесь, щелкоперы – «лукойловским» отпрыскам автопарк менять надо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
719
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1405
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1236
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2337

Другие новости