Маршрут высокоскоростной магистрали Москва–Казань. Источник: ОАО «РЖД»
Китайские высокоскоростные магистрали демонстрируют высокую доходность. Только одна ветка Пекин–Шанхай принесла за год более 1 млрд долл. чистой прибыли. В России первая высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва–Казань появится не ранее 2020 года. При этом ВСМ может оказаться тяжелой ношей для слабеющего российского бюджета. А государственные кредиты и гарантии станут инвестициями в иностранные технологии, которые так и не освоит Россия.
Если правительство одобрит финансовую модель проекта строительства высокоскоростной ж/д магистрали Москва–Казань стоимостью 1,1 трлн руб., то России придется возмещать убытки ВСМ субсидиями в 2020–2031 годах, общий размер которых превысит 640 млрд руб., следует из презентации финансовой модели, сообщило агентство Reuters.
В эти же дни китайская «Жэньминь жибао» сообщила, что высокоскоростная железная дорога Пекин–Шанхай оправдала свое название «самой прибыльной в мире». В 2015 году чистая прибыль от ее эксплуатации составила около 6,6 млрд юаней (более 1 млрд долл.) Дорога протяженностью 1318 км была запущена в 2011 году, в 2015 году по ней перевезли около 130 млн пассажиров. Кроме того, по информации китайского сайта «Ежедневные экономические новости», в 2015 году чистая прибыль была получена еще на трех высокоскоростных дорогах.
Сегодня в Китае протяженность действующих высокоскоростных железных дорог превышает 19 тыс. км, и страна занимает первое место в мире по этому показателю. 20 июля Государственный комитет по развитию и реформе опубликовал «Среднесрочный и долгосрочный план развития железнодорожной сети», согласно которому к 2025 году протяженность высокоскоростных ж/д линий составит около 38 тыс. км. Мощное развитие науки и техники в этой области толкает Китай на внешнюю экспансию. И одно из направлений – Россия, где к 2020 году должна появиться первая такая магистраль протяженностью 770 км. В дальнейшем ее предполагается продлить на восток, вплоть до Пекина.
Китайская сторона предоставит России кредит в 400 млрд руб. для строительства высокоскоростной магистрали Москва–Казань. Сумма будет выделена на 20 лет и не потребует суверенных гарантий РФ, обещал в начале июня журналистам первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. Готовы вложиться в создание российской ВСМ и немцы. В начале июля прошла встреча руководства РЖД и компании Siemens, где рассматривалась перспектива предоставления займа в 700 млн евро на приобретение подвижного состава и 1,5 млрд евро на строительство инфраструктуры.
Проект ВСМ Москва–Казань изначально планировалось запустить к чемпионату мира 2018 года, но в спортивный бюджет дорога в итоге не попала, в том числе и потому, что ее бюджет в 1,1 трлн руб. мог превысить все остальные вложения в футбол раза в два (см «НГ» от 10.06.16). Сегодня речь идет о завершении строительства в 2020 году. ВСМ должна пройти по территории семи регионов России, соединив Москву, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань. Время в пути между конечными точками должно сократиться с 12 до 3,5 часов. Она станет первой в России высокоскоростной магистралью, по которой пассажирские составы будут двигаться со скоростью 350 км/ч (вагоны нынешних «Сапсанов» теоретически могут достигать таких скоростей, но из-за качества полотна их скорость ограничена 250 км/час). Ежегодный пассажиропоток на линии в первые годы эксплуатации оценивается в 10,5 млн человек.
В середине июня глава РЖД Олег Белозеров заявил СМИ, что ВСМ Москва–Казань будет построена без привлечения бюджетных средств. Однако Reuters сообщает, что на проект уже потрачено около 10 млрд руб., включая 4 млрд руб. из бюджета РФ, и это только половина суммы, которая нужна для проектирования. Помимо иностранных инвестиций финансовая модель предполагает еще взнос в уставный капитал со стороны негосударственных пенсионных фондов в размере 90 млрд руб. РФ на этапе строительства вкладывает 100 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и 110 млрд руб. через РЖД, которая также может инвестировать в проект средства ФНБ и господдержки. Кроме того, модель предусматривает еще 100 млрд руб. инвестиций, привлеченных через «инфраструктурные облигации», купить которые может, например, госкорпорация Внешэкономбанк. И этим вклад государства в проект не ограничивается, следует из презентации, оно должно взять на себя обязанность покрывать убытки компании на этапе эксплуатации. Причем размер этих субсидий только в лучшем случае составит те самые 640 млрд руб. в 2020–2031 годах, а может достичь и 878 млрд руб. с учетом валютной составляющей, а также в том случае, если деньги ФНБ придется замещать банковскими кредитами и если будет реализован консервативный макроэкономический прогноз Минэкономразвития, говорится в презентации.
Специалисты отмечают, что Россия в очередной раз фактически отказывается от развития собственных технологий, не вкладывает средства в развитие собственной науки и техники, а вместо этого собирается закупать готовую иностранную технику. Если бы российские промышленники получили задание разработать отечественные технологии, то проект мог бы стать прорывным. Ведь есть идея сделать первую в мире ВСМ, сочетающую пассажирские и грузоперевозки. Такого пока нет ни в Китае, ни в Японии, ни в Европе. Но пока дело идет по другому сценарию: создавать новую технику будут в Китае или в Германии, а росийский бюджет будет оплачивать растущее технологическое отставание России.