Фото Reuters
Российско-иранские связи, причем во всех сферах, вышли после начала процесса отмены санкций на новый уровень. Главное – не снижать уже заданные высокие темпы развития отношений, превратить все задумки, проекты, намерения в реальные конкретные контракты. И, несмотря на существующие сложности и высокую степень конкуренции, которая будет только усиливаться, добиться их безусловного выполнения.
Еще до принятия решения об отмене санкций в отношении Тегерана бизнесмены со всего мира, в том числе американцы, начали стекаться туда, чтобы забить колышек на будущее. Иран стал привлекательным местом для глобального бизнеса. Выдержать конкуренцию с ним России непросто.
Примечательно, что в течение всего 10 дней после начала снятия 16 января финансово-экономических санкций иранский президент Хасан Рухани провел массированную акцию по восстановлению позиций ИРИ на мировой политической и экономической арене. Состоялся успешный для сторон визит председателя КНР Си Цзиньпина в Тегеран и не менее плодотворное европейское турне иранского президента, посетившего Рим, Ватикан и Париж.
Стремление Ирана активно восстанавливать экономическое сотрудничество с развитыми странами было ожидаемым. Поскольку сейчас Тегерану крайне необходимы две главные вещи: внушительные иностранные инвестиции практически во все отрасли экономики (около 500 млрд долл. в течение пяти лет) и новейшие высокие технологии. И то и другое могут дать в первую очередь страны Запада, а также Япония, Южная Корея, Китай.
Объем же торговли между Россией и Ираном на уровне 1,5–1,7 млрд долл. в год, конечно, не соответствует потенциалам двух стран. Поэтому, естественно, руководители РФ и ИРИ заявили о твердом намерении увеличить взаимный товарооборот.
Безусловно, в интересах России и Ирана установить в кратчайшие сроки и на длительный период надежные связи, которые не могли бы быть подвержены влиянию политической конъюнктуры как внутри обеих стран, так и извне. Однако конкурентная борьба различных стран, компаний и фирм за иранский рынок ужесточается.
Признаем, что возможности России на иранском рынке ограничены несколькими сферами экономики. Это энергетика, в том числе атомная; исследование космоса, в том числе запуск российскими носителями мощных стационарных спутников для практических хозяйственных нужд; железнодорожное строительство, электрификация и модернизация железных дорог; сельское хозяйство на различных уровнях – от государства до малого бизнеса. К важному направлению относится военно-техническое сотрудничество, в частности поставки зенитных ракетных систем С-300.
В целом можно констатировать, что двусторонние торгово-экономические отношения сегодня не отвечают потенциалу и интересам двух государств и нуждаются в интенсивном развитии. Так, доля Ирана во внешнеторговом обороте России в 2015 году составила всего 0,2%, а доля РФ в торговле Ирана с зарубежными странами – 1,1%. Инвестиционное сотрудничество отличается более чем скромными масштабами.
Российские и иранские эксперты, занимающиеся проблемами двусторонних отношений, имеют идентичные или близкие взгляды на перечень и характер основных проблем торгово-экономического сотрудничества. В качестве таковых можно назвать следующие.
Банковская система. Крупные российские банки (Сбербанк, ВТБ) в связи с антииранскими санкциями ушли из ИРИ. Межбанковские отношения в необходимых формах и объемах практически отсутствуют.
Транспорт и логистика. В каждом из видов транспорта (автомобильный, воздушный, морской, железнодорожный) существуют свои проблемы, негативно влияющие на темпы торгово-экономического сотрудничества РФ и ИРИ. Кроме того, имеются существенные проблемы с хранением продукции, отсутствием современных складов.
Вопросы стандартизации. У России и Ирана нет соглашения о согласовании требований к стандартам экспортно-импортных товаров. Речь идет о правовом двустороннем согласовании технических, фармакологических, санитарных, фитосанитарных, ветеринарных, экологических и других требований к стандартам РФ и ИРИ.
Недостаточное знание особенностей ведения малого и среднего бизнеса друг друга, его юридической базы, потребностей и возможностей каждой из сторон. Российские бизнесмены и компании не обладают ясным представлением о возможностях сотрудничества с Ираном, знаниями об особенностях иранцев и о способах взаимодействия с ними. Это незнание выливается в недоверие, нежелание инвестировать или заключать торговые сделки с иранцами. С другой стороны, в Тегеране не располагают достаточной информацией об особенностях рынков России.
Сильная бюрократия и слабость корпоративных структур как в РФ, так и в ИРИ. Незнание российскими бизнесменами особенностей исламского менталитета.
Однако при всех негативных моментах следует отметить, что потенциал торгово-экономических связей РФ и ИРИ чрезвычайно велик. Задача – преобразовать этот потенциал в реальность и продвинуть партнерство на гораздо более высокий уровень.