Украинские перевозчики пострадают от торговой войны с РФ. Фото РИА Новости
Президент РФ Владимир Путин внес изменения в свой же указ об ограничении транзитных перевозок товаров через территорию России из Украины. Если с 1 января этого года был запрещен транзит в Казахстан, то спустя полгода список пополнился Киргизией. Как говорится в документе, который появился в воскресенье на российском портале правовой информации, указ вступил в силу с 1 июля и будет действовать до конца 2017 года. До этого же срока продлены аналогичные транзитные ограничения на поставки грузов из Украины в Казахстан.
Международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов с территории Украины на территорию Киргизии через территорию РФ по указу должны осуществляться только с территории Беларуси. По решению правительства транзит разрешен лишь через автомобильный контрольный пункт «Красное» и железнодорожную станцию Смоленск-Сортировочный. При этом товары должны быть опломбированы, в том числе с применением технологии навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, говорится в указе Путина.
Введен полный запрет транзита товаров, подпадающих под действие российского эмбарго (например, мясо, молочные продукты, овощи) и на которые в РФ применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС и отличные от нуля.
Изменения в указе президента РФ скорее всего связаны с деятельностью ЕАЭС (Евразийского экономического союза России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Армении), полагает пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Он признался, что не может «квалифицированно объяснить», с чем связано подписание указа. «Не могу сейчас квалифицированно ответить на этот вопрос, но не исключаю, что это как-то связано с правилами и нормами ЕАЭС, потому что и Казахстан, и Киргизия являются членами ЕАЭС», – сказал он.
Эксперты, опрошенные «НГ», полагают, что это продолжение транзитной войны, которую начали украинцы. Транзит российских грузовиков в Европу через Украину прервался после того, как 1 февраля активисты «Правого сектора» начали блокировать российские фуры. В ответ на это российское Министерство транспорта приостановило движение украинских грузовиков по России. Хотя ведомство Максима Соколова и киевские власти заявляли о разрешении конфликта и о возобновлении транзита российских грузовиков с 25 февраля, в реальности грузовой транспорт через соседнюю страну не ходит, говорит специалист по таможенному оформлению из компании «Транс-агент» Николай Милованов. «Российского транзита в Европу через Украину сейчас нет, – уверяет он. – Никто там сейчас не работает, себе дороже, там доходило до грабежа машин. Например, сегодня мы оформляем транспорт в Черногорию, куда всегда ездили через территорию Украины, но сейчас пойдем через Польшу. Это дороже, но спокойнее». На вопрос о потерях российских грузоперевозчиков от запрета транзита из Украины в среднеазиатские республики Милованов ответил, что отечественные перевозчики никаких потерь не понесут, потому что «наши машины никогда за этими грузами не ездили».
Первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова сказала «НГ», что потери украинских экспортеров будут довольно существенными, ведь объемы их поставок только в Казахстан превышали 1 млрд долл. В 2015 году Казахстан приобрел у Украины в основном трубы из черных металлов, мучные продукты, сельхозпродукцию, электрогенераторы, сахар и кондитерские изделия, мясо, лекарственные средства и др. К этому еще нужно добавить немалые потери украинских перевозчиков: «Киргизия не граничит с Россией, и не было нужды с самого начала вводить транзитные ограничения в ее отношении, но, видимо, участились случаи поставки товаров из Украины в Казахстан под предлогом того, что они следуют дальше, в Киргизию», – предполагает Касьянова.
«Киргизия вступила в ЕАЭС, а значит, для этой страны не должно быть исключений из норм этого объединения», – сказал «НГ» ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Первый вице-премьер Украины Степан Кубив пообещал ввести в отношении российских товаров зеркальные ограничительные меры, сообщает РИА Новости. Правительство Украины опубликовало заявление, в котором говорится о готовности «адекватных мер, которые будут введены в действие немедленно». В сообщении также отмечается, что Киев поднимет в ВТО и других международных организациях вопрос введения Россией дополнительных ограничений.
Министерство экономического развития и торговли Украины призвало правительство Казахстана совместно требовать от Российской Федерации отмены ограничений на транзит украинских товаров, сообщило REGNUM. Замминистра экономразвития и торговли Украины Наталья Микольская заявила, что в 2015 году «необоснованные экономические действия России» привели к сокращению украинского экспорта в Казахстан на 47,9%.
Объем украинского экспорта в Казахстан оценивается в 700 млн долл. Это немногим менее 2% от общего экспорта Украины. В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины возможные потери на казахстанском направлении оценивают в 4 млрд грн в год (то есть около 170 млн долл.). В «Украинских железных дорогах», в свою очередь, заявили, что железнодорожными перевозками в 2015 году c Украины в Казахстан через территорию РФ было доставлено 380 тыс. т грузов.
«В 2016 году транспортные ведомства России и Украины произвели обмен разрешениями на перевозки грузов в транзитном сообщении на паритетной основе в количестве 25 тыс. штук для перевозчиков каждой из сторон, сообщил «НГ» Евгений Антипов из Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России. – По имеющимся сведениям, значительную часть из указанного количества разрешений украинские перевозчики используют для проезда в Казахстан и Киргизию». Он сообщил также, что российские перевозчики используют украинские разрешения для перевозок в государства Южной Европы и Балканского полуострова. Как заявляют украинские официальные лица, правительство Украины собирается внести в парламент законопроект об ограничении транзита через Украину российских товаров. «Нам бы очень не хотелось, чтобы события развивались по сценарию февраля, когда был приостановлен транзитный проезд российских транспортных средств через территорию Украины, – говорит Антипов. – В результате было сорвано выполнение многих внешнеторговых контрактов, а российские экспортеры, импортеры и перевозчики понесли огромные убытки».