Иностранцы предсказывают новое ослабление китайской валюты. Фото Reuters
Замедление китайской экономики российские власти считают для себя второй глобальной опасностью после падения нефтяных цен. Снижение темпов китайского ВВП возможно из-за долговых проблем и нестабильности финансовой системы. Недельные вливания китайского ЦБ в местный финансовый рынок составляют почти 130 млрд долл. А доля проблемных и безнадежных ссуд у банков Китая уже приближается к 20%. Иностранцы предсказывают скорую девальвацию юаня. А китайский Центробанк клеймит их за подобные предсказания.
Нынешний экономический рост в Китае оказался самым низким за последние 25 лет и продолжает замедляться. В первом квартале 2016 года годовой прирост ВВП составил 6,7%, тогда как 10 лет назад темпы роста экономики КНР превышали 11% в год. Во втором квартале 2016 года экономический рост будет ниже, чем в первом – об этом говорит вся экономическая статистика. Хотя китайские власти уверяют, что во втором квартале рост ВВП не опустится ниже 6,7%. Американский экономист Нуриэль Рубини предсказал в прошлую пятницу, что к 2020 году китайская экономика замедлится до 5%. А надежды сохранить сегодняшние темпы он назвал нереалистичными.
Замедление экономики Китая – это важнейший вызов для российской экономики, заявила в конце прошлой недели глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, один процентный пункт замедления ВВП Китая может приводить к потере примерно 0,5 процентных пункта в годовых темпах экономического роста России. Сокращение спроса в Китае вызывает снижение цен на товары российского сырьевого экспорта.
Экономика Китая не совершит «жесткую посадку», пообещал на прошлой неделе премьер Госсовета КНР Ли Кэцян. Такая уверенность основана на «способности китайского правительства к макроконтролю». До сих пор китайским властям удавалось решать основные проблемы за счет масштабных вливаний в экономику. Только на прошлой неделе Народный банк Китая выделил 129 млрд долл. для поддержки финансового рынка. Но резервы для этого небезграничны.
В середине июня Международный валютный фонд выразил озабоченность Пекину высокими темпами роста долговой нагрузки Китая и предупредил об уязвимости китайской экономики. Некоторые экономисты ждут из Поднебесной неприятных сюрпризов – так называемых черных лебедей.
Долговые проблемы китайских корпораций увеличивают риски банков через «теневой банковский сектор» – предполагают экономисты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Объем проблемных и безнадежных ссуд на балансе банков Китая составляет 15–19% портфеля – считают эксперты инвестбанка Credit Lyonnais Securities Asia.
Китайский ЦБ собирается продолжить девальвацию юаня на фоне ускоряющегося оттока капитала из страны. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на официальные источники в Пекине. Финансовые власти хотели бы снизить курс нацвалюты с текущих 6,65 юаня за доллар до 6,8 юаня. С начала года юань уже подешевел на 2,4%, а власти стремятся ослабить юань по итогам года на 4,5% – сообщили источники Reuters.
Девальвация юаня должна помочь Пекину сохранить валютные резервы, которые он теряет сегодня рекордными темпами. При сохранении нынешних тенденций валютные резервы Китая приблизятся к минимально рекомендованным значениям уже через год-полтора.
Впрочем, официально китайский ЦБ отрицает планы девальвации. «Народный банк Китая в четверг осудил необоснованные сообщения некоторых СМИ о курсе национальной валюты, которые нарушают нормальный порядок на валютном рынке и способствуют спекулятивному обесцениванию юаня», – сообщает «Женьминь жибао». Народный банк Китая пригрозил даже юридическими исками к авторам публикаций о скорой девальвации юаня.
«У Китая нет намерений умышленно девальвировать национальную валюту для стимулирования своей торговой конкурентоспособности, также отсутствуют основания для долгосрочной девальвации юаня», – сообщает «Синьхуа».
Российские эксперты из «Сбербанк CIB» в конце марта прогнозировали значительную девальвацию юаня. «Ослабление курса национальной валюты – стандартный способ решения проблемы чрезмерно высокого долга. По нашим оценкам, юань может быть девальвирован на 20% (хотя фактический масштаб девальвации будет зависеть от сроков ее проведения)», – говорится в докладе «Сбербанк CIB».