Многие жители Бразилии лишились средств к существованию. Фото Reuters
Обладающая самым большим среди латиноамериканских стран экономическим потенциалом Бразилия переживает сегодня глубокий спад. Рецессия в экономике страны, которая раньше росла по 7% в год, продолжается пятый квартал подряд. Примечательно, что до сих пор Бразилия падала почти синхронно со своей соседкой по БРИКС – Россией. Так, в прошлом году экономики России и Бразилии сократились на 3,7% и 3,8% соответственно. Относительно же будущего самой крупной латиноамериканской экономики независимые аналитики настроены куда более скептически. Если ситуация не станет лучше, страну ждет самая глубокая с начала XX века рецессия.
Бразилия разваливается, пишут западные аналитики, наблюдающие за экономическим и политическим кризисом в стране – хозяйке Олимпиады-2016. В бразильском Рио-де-Жанейро 5 августа стартует летняя Олимпиада, на проведение которой власти выделили более 7 млрд долл. в качестве инвестиций в инфраструктуру.
В то же время, подчеркивают в Moody’s, несмотря на то что предстоящие Олимпийские игры приведут к некоторым улучшениям, после их завершения Бразилия не сможет преодолеть рецессию в экономике.
В настоящий момент Бразилия переживает самую глубокую с 1930-х годов рецессию. Экономика страны продолжает сокращаться вот уже пятый квартал подряд. При этом по итогам первого квартала 2016 года экономика сократилась на 0,3%. Однако в годовом исчислении ВВП страны упал на 5,4%.
Инвестиции в экономику сокращаются уже 10-й квартал подряд. А уровень производства в таких ключевых для страны сферах экономики, как сельское хозяйство, промышленность и сектор услуг, сократился в среднем на 4,3%. Спрос домохозяйств также сокращается, сообщает агентство Reuters. Причина этому – ликвидация по 100 тыс. рабочих мест в месяц. В целом же в 205-миллионной стране сейчас около 11 млн безработных. Единственным позитивным исключением остается экспорт, который из-за эффекта низкой базы вырос на 6,5% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года.
Экономика страны не сможет выйти из текущей рецессии раньше, чем через год. Например, в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считают, что по итогам 2016 года бразильская экономика сократится на 4,3%. Согласно прогнозу Международного валютного фонда, ВВП страны упадет на 3,8%. В то же время экономисты Всемирного банка полагают, что в текущем году ВВП Бразилии сократится лишь на 2,5%. В целом же эти прогнозы куда пессимистичнее ожиданий международных экономистов от российской экономики.
Несмотря на негативные прогнозы, некоторые эксперты верят в возможность возобновления роста бразильской экономики уже в следующем году. Так, по оценке эксперта по Бразилии Bank of America Дэвида Бэкера, рост ВВП страны в 2017 году составит 1,5%. Впрочем, не все столь позитивно настроены. Аналитики банка Credit Suisse полагают, что в случае реализации негативных прогнозов, предполагающих продолжение рецессии в течение 2016 и 2017 годов, спад экономики в 2015–2017 годах будет являться самым продолжительным в истории Бразилии с начала XX века.
Разрастающийся в стране экономический кризис привел и к кризису политическому, в результате которого в отставку была отправлена президент Бразилии Дилма Руссефф. Ее место в качестве временного президента занял Мишел Темер. При этом теперешний временный глава государства «ручается, что сможет освободить дополнительный политический капитал, если ему удастся направить скатывающуюся в пропасть экономику в нужное русло», – сообщает агентство Bloomberg. Для достижения этой цели Темер собирается просить конгресс ограничить субсидии и утвердить ограничения на госрасходы. «Он также предложил закрыть социальный фонд Бразилии и наладить корпоративное управление в государственных пенсионных фондах и государственных компаниях», – продолжает СМИ.
Отметим, до недавнего времени Бразилия имела самый большой экономический потенциал среди латиноамериканских стран. Однако что же произошло с самой крупной экономикой Латинской Америки? Бразилия, так же как и ее партнер по БРИКС – Россия, является сырьевым государством. В частности, Бразилия выступает крупнейшим в мире экспортером сои, мяса, сахара и кофе. Она занимает второе место в мире по экспорту кукурузы и железной руды. И на их долю приходится свыше 60% от общего объема экспорта. Падение цен на сырье и сельскохозяйственную продукцию привело к уменьшению экспорта. «Но как тогда можно объяснить, что в таких странах, как Чили, Перу и Колумбия, где доля сырьевых ресурсов в общем объеме экспорта намного больше, демонстрируют уверенный экономический рост?» – задаются вопросом Эмилиано Коломбо и Алехандро Робба из аргентинской газеты Pagina/12. Все сырьевые страны находятся примерно в равном положении. Но почему одним государствам удается удержаться на плаву, а другим, например, как Бразилии, нет, рассуждают в издании.
Авторы статьи в аргентинской газете объясняют причины внутренними проблемами государства. «На волне падения цен на сырьевые ресурсы Бразилия сделала ставку на госрегулирование и повышение налоговой нагрузки на предпринимателей, полагая, что это приведет к восстановлению экономики», – говорят в СМИ. Для этих целей было решено одновременно девальвировать национальную валюту (реал за год обесценился на 36%), повысить кредитные ставки и снизить госрасходы.
Однако в результате принятых мер в стране ускорились темпы инфляции, составив 9,5% в сентябре 2015 года. Уже в начале 2016 года рост цен ускорился до 10,7%. Сейчас инфляция в стране хоть и замедляется, но остается достаточно высокой – по итогам апреля инфляция замедлилась до 9,3%.
Кроме того, напоминают в издании, правительство Руссефф ввело в стране режим жесткой экономии, предусматривающий сокращение государственных расходов, снижение налоговых льгот и субсидий для кредитов. «В рамках этого режима предусматривалась также ликвидация ряда министерств и уменьшение расходов на инфраструктуры», – указывают в Pagina/12.
Повышение Центробанком Бразилии ключевой процентной ставки до 14,25% в рамках борьбы с инфляцией на фоне сильного падения национальной валюты привело к удорожанию внутреннего кредита до 36%. Поэтому есть все основания полагать, что бразильский кризис обусловлен прежде всего ошибочной политикой жесткой экономии команды Дилмы Руссефф. «Принятые меры не дали должного экономического эффекта, а бразильскому правительству не удалось убедить потенциальных инвесторов вкладывать в экономику страны», – замечают в газете. Девальвация местной валюты, борьба с инфляцией путем удорожания кредита, бегство инвесторов – по этим параметрам бразильский кризис похож на события в России.
«В период с 2013 по 2015 год Бразилия впервые за много лет столкнулась с падением ВВП, хотя примерно 15 годами ранее страна показывала непрерывный экономический рост от 4,5 до 7,5% в год», – напоминает замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова. Причины бразильского кризиса эксперт также видит в падении цен на сырьевые товары. «Доходы бюджета этой страны на 60% складываются из доходов от экспорта сырья, так что влияние кризиса на текущее экономическое положение Бразилии очевидно. Это цены на нефть, металлы и руду, а также цены на ряд сельхозтоваров, в том числе на сою, которая является одной из главных статей экспорта Бразилии», – подчеркивает она.
Экономический кризис в стране способствовал тому, что Руссефф и ее правительство стали вводить меры жесткой экономии и урезать социальные расходы, поясняет Мильчакова. А сокращение госрасходов, в свою очередь, ударило по наименее обеспеченным слоям населения. И, похоже, бразильские власти пока не намерены отходить от политики бюджетной экономии. По крайней мере именно об этом сейчас заявляет преемник Руссефф Мишел Темер.