Граждан интересуют не только дешевые, но и безопасные продукты. Фото Reuters
Экономия на еде пока еще не заставила россиян покупать сомнительные продукты питания. Большинство граждан руководствуются правилом – экономия это хорошо, но главное все же не отравиться купленными продуктами. Цена продовольствия является главным критерием при выборе сегодня для 47% опрошенных, сообщили вчера социологи ВЦИОМа (Всероссийского центра исследования общественного мнения). При этом качество и безопасность продовольствия остаются важнейшим критерием для большинства россиян.
По данным опроса ВЦИОМа, около 65% россиян стали экономить на продуктах питания за последний год, сообщил руководитель экспертного центра ВЦИОМа «Платформа» Алексей Фирсов. Отметим, исследование ВЦИОМа, отражающее отношение россиян к ситуации на продовольственном рынке, объединило данные, полученные социологами с помощью различных методов исследования, таких как экспертные интервью, фокус-группы и опросы. Всего же в ходе исследования было опрошено 1600 респондентов из 46 регионов РФ.
Выводы ВЦИОМа о масштабной экономии среди россиян не выглядят уникальными. Ранее аналитики компании Nielsen обнародовали данные, согласно которым экономит на еде и товарах первой необходимости почти половина россиян. В исследовательском холдинге «Ромир» подчеркивают, что в режим экономии перешло 70% граждан РФ, в первую очередь за счет покупки более дешевых товаров и отказа от дорогих продуктов (см. «НГ» от 27.04.16). А в Левада-Центре утверждают, что две трети населения тратят на еду до половины всех своих доходов (см. «НГ» от 25.05.16).
Стремление к экономии хотя и стало важным трендом в поведении россиян, его еще нельзя назвать абсолютной доминантой. «Нельзя сказать, что население одержимо идеей экономии на продовольствии. В первую очередь люди стали реже покупать некоторые продукты, отказываться от части услуг. К тому же 35% опрошенных по-прежнему не начали экономить в кризис», – замечает Фирсов. Тем не менее, отмечает эксперт, каждый третий гражданин РФ за последний год стал выращивать больше овощей и фруктов на своем приусадебном участке, а каждый четвертый начал покупать продукты впрок.
Некоторым образом сдерживает экономию россиян на продуктах питания стремление людей питаться здоровой пищей и их нежелание отказываться от привычной модели поведения. Так, на вопрос социологов о том, что в первую очередь влияет на решение о покупке того или иного продукта питания, большинство респондентов (57%) указало на качество продукта, 37% – на заботу о своем здоровье и 47% опрошенных – на стоимость товара. «Потребитель сегодня не хочет просто дешевый продукт», – подчеркивает Фирсов. С одной стороны, продолжает он, средний россиянин сегодня хочет экономить, но также не хочет отказываться и от привычной модели поведения. При этом, уточняет эксперт, в первую очередь под качественным продуктом россиянин понимает невредный и безопасный для здоровья продукт.
Стремление к экономии подстегивает продолжающийся рост цен. Около 40% опрошенных заметили за последние несколько месяцев значительный рост цен на овощи и фрукты, сообщил ВЦИОМ. Треть респондентов указали на заметный рост цен мяса и мясных продуктов. «В то же время мы видим, что оценки роста цен для населения зачастую субъективны», – обращает внимание руководитель экспертного центра ВЦИОМа «Платформа».
Примечательно, что при выборе конкретного продуктового магазина качество продуктов уже перестает быть решающим фактором для россиян. На эту тенденцию указали уже более 40% респондентов. Одним из определяющих факторов при выборе магазина сегодня становится уже средний уровень цен в конкретной торговой точке. Среди основных критериев выбора на низкие цены указывают 70% россиян. Примерно также важен для граждан и так называемый географичекий фактор, то есть удаленность магазина. «Средний россиянин хочет экономить, но не хочет тратить время на поиски дешевых товаров», – замечает Фирсов.
Подобные результаты опросов наблюдатели объясняют особенностями формулировок вопросов, а также нежеланием признаваться в покупках сомнительного продовольствия. «Многие респонденты не готовы признаваться в опросах, что они экономят на качестве продуктов и на своем здоровье», – считает аналитик компании «Финам»Тимур Нигматуллин.
Поведение потребителей нередко иррационально, указывает вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер. «Респонденты могли выдать желаемое за действительное. При покупке самых дешевых продуктов граждане убеждают сами себя, что низкая цена не сильно сказывается на потребительских свойствах», – рассуждает он.
Большинство домохозяйств в стране живет в режиме экономии – это видно невооруженным глазом, продолжает гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. «Но при этом многие не готовы экономить на продуктах питания. Скорее всего в прошлые годы эти граждане научились ценить более качественное продовольствие», – полагает он. Однако в случае дальнейшего падения доходов эта привычка к хорошему питанию может ослабнуть.
«Есть два подхода к экономии. Один состоит в сохранении объема потребления при сокращении расходов», – объясняет аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Второй заключается в экономии на масштабах потребления при сохранении качества.