Обвал рубля сделал Россию привлекательным туристическим направлением. Фото PhotoXPress.ru
С 20 мая Ростуризм начинает рекламную кампанию в Пекине с презентацией российских достопримечательностей. После девальвации рубля в Россию хлынул поток китайских туристов, которые оставили в России за прошлый год около 1,5 млрд долл. Власти КНР также хотят привлечь в страну новых туристов – но не путем девальвации юаня, а за счет возврата иностранцам уплаченных в Поднебесной налогов, а также масштабных инвестиций в туристическую инфраструктуру.
Жители Поднебесной лидируют как по количеству выездных туристов, так и по количеству трат во время поездок. Согласно данным Всемирной туристической организации, в прошлом году китайцы потратили на туризм почти 300 млрд долл., при этом в путешествиях побывали 128 млн человек. Получается, что в среднем один китаец потратил в прошлом году в турпоездках свыше 2 тыс. долл. Эти данные отличаются от собственной статистики Китая. Согласно отчетам Государственного управления по делам туризма КНР, в 2015 году китайские граждане совершили 120 млн зарубежных турпоездок, а их траты за рубежом составили 104,5 млрд долл.
Китайцы оказались лидерами и по количеству посещений России в прошлом году. Туристы из КНР потратили в прошлом году от 0,8 до 1 млрд долл., утверждают столичные чиновники. В 2015 году в России побывало более 1 млн китайских туристов, которые могут приезжать в нашу страну как по обычным туристическим визам, так и в рамках особого безвизового режима для туристических групп.
При этом большая часть потраченных китайцами в России денег, очевидно, оставалась в Москве и Санкт-Петербурге. Но и у других российских регионов есть возможность привлекать туристов из Поднебесной.
Расширить географию поездок жителей КНР по России, по мнению экспертов, можно в первую очередь за счет «красного туризма» – то есть по местам революционного прошлого страны. «Китайцам зачастую не очень интересны наши достопримечательности. Для них часто более важно посетить место проведения 6-го съезда Компартии Китая, проходившего в 20-е годы в Подмосковье», – отмечает завотделением востоковедения Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Маслов.
Идея туристического «красного маршрута» с посещением ленинских мест Москвы, Ульяновска, Казани и Санкт-Петербурга появилась уже несколько лет назад. В Санкт-Петербурге же китайцам интересны памятные места трех революций.
Посол Китая в Москве Ли Хуэй, в свою очередь, подтверждал, что КНР будет рекомендовать своим туристам посещение подобных мест. «Развитие «красного туризма» является неотделимой частью для укрепления нашего сотрудничества в гуманитарной сфере. Те места, в которых китайские революционеры в свое время находились, – это прекрасные места для посещения», – считает посол.
Для привлечения китайцев в РФ создана программа China Friendly («Дружелюбный к Китаю»). «Эта программа помогает российским фирмам и гостиницам подготовиться к приему иностранцев. Компании проходят серьезную проверку, прежде чем получить знак и право работы China Friendly», – поясняет профессор Академии народного хозяйства и госслужбы Галина Дехтярь. «Программа должна создать комфортную среду пребывания для китайских туристов. Но сейчас она находится в зачаточном состоянии», – поясняет Маслов. Пока статус China Friendly получили 36 российских отелей, два ресторана (в Москве и Санкт-Петербурге), два музея («Гранд Макет» в Санкт-Петербурге и «Бункер-42» в Москве) и два торговых дома (ДЛТ и ЦУМ). При этом московский ЦУМ стал первым в России China Friendly торговым комплексом, который помимо введения указателей и информационных материалов на китайском языке привлек к работе сотрудников со знанием китайского языка.
По мнению экспертов, для привлечения китайских туристов необходимо также создавать новые, адаптированные именно под них специальности. «Сегодня необходим не просто переводчик, но специалист, способный как рассказывать о городе, так и водить туристов по магазинам», – уверен Алексей Маслов.
В России скоро появится новая специальность – сопровождающий китайской тургруппы, утверждают в туристической ассоциации «Мир без границ». Подготовку начнут три вуза. В числе основных задач нового специалиста – сопровождение тургруппы в течение всей поездки по России, обеспечение всех запланированных мероприятий, а также обеспечение безопасности. Такой сопровождающий должен знать русский и китайский языки.
Пока маршруты туристов из КНР пролегают в основном через две российские столицы, а также через приграничные с Китаем регионы. «Если за первый квартал 2016 года в Москве и Северной столице побывали 15 тыс. туристов в рамках группового безвизового обмена, то в приграничных регионах их было свыше 18 тыс.», – рассказывает руководитель программы China Friendly Анна Сибиркина.
В перспективе китайским туристам могут быть интересны Екатеринбург и города Золотого кольца, считает Алексей Маслов. Не чужд китайцам и экологический туризм. «Из-за неблагоприятной экологической ситуации китайские гости ищут возможности побывать на природе, насладиться чистым воздухом, из-за чего мы наблюдаем рост турпоездок, например, на Байкал. В прошлом году только в рамках безвизового группового обмена в Иркутской области побывали 17 тыс. китайских туристов», – поясняет Сибиркина.
«Мы рассчитываем, что через какое-то время в результате наших совместных усилий вы сможете принимать здесь, на Байкале, 1 млн китайских туристов в год. В последнее время ежегодно поток китайских туристов в Иркутской области увенчивается на 50%, так что достигнуть поставленные нами цели вполне возможно. Озеро Байкал – это суперресурс», – цитирует сайт администрации Иркутской области ответственного секретаря отделения Китайской туристической ассоциации Вэй Сяоаня.
Кроме роста турпотока в Россию девальвация рубля вызвала падение доходов китайцев в приграничных с Россией районах. Поэтому с июля 2016 года в провинции Хэйлунцзян начинается возврат налогов с покупок в Китае при выезде иностранных граждан за границы КНР. Правительство провинции определило города Харбин, Хэйхэ и Суйфэньхэ в качестве пилотных точек для выплаты иностранцам 11% от цены покупок в Китае. Эти деньги будут выплачиваться в юанях наличными или на банковские счета.
Вчера агентство «Синьхуа» сообщило, что объем инвестиций в туристическую отрасль Китая в 2015 году составил около 150 млрд долл., что на 42% превысило показатель предыдущего года. На долю частных предприятий в прошлом году пришлось 57,4% инвестиций в туризм. Больше всего вложений в прошлом году привлекли туристические зоны, быстрыми темпами росли инвестиции в новые виды турбизнеса.