Новые сухопутные грузовые коридоры из Китая в Европу позволяют экономить время транспортировки товаров. Карта Павла Романенко
Основным выгодополучателем от новых китайских транспортных коридоров в Европу может оказаться Белоруссия. Только одна из китайских компаний обещает инвестировать 500 млн долл. в строительство торгово-логистического центра рядом со столицей братской республики. Для Белоруссии обещанные китайцами вложения можно назвать колоссальными.
Как пишет китайская газета «Жэньминь жибао», корпорация China Merchants Group вложит 500 млн долл. в создание китайско-белорусского торгово-логистического комплекса, который расположится в китайско-белорусском промышленном парке в 25 км к востоку от Минска. Площадь логистического комплекса – около 1 кв. км. А общая площадь китайского парка в Белоруссии – более 90 кв. км. China Merchants Group – не единственная компания, участвующая в проекте. Помимо нее в строительстве китайско-белорусского промышленного парка участвуют китайские компании ZTE и Zoomlion.
Сумма, выделяемая китайцами, для белорусской экономики более чем заметная. За весь 2015 год страна привлекла госзаймов от банков КНР на сумму свыше 500 млн долл. При этом общий долг Белоруссии на начало 2016 года оценивался в сумму 12,4 млрд долл., а весь объем экономики страны за 2015 год составил 54,8 млрд долл.
По словам завотделом регионального развития компании China Merchants Group Ху Юна, корпорация намерена с помощью действующего грузового железнодорожного маршрута Гуандун–Синьцзян–Европа открыть маршруты грузовых перевозок, соединяющие южные районы Китая, пять стран Центральной Азии, Беларусь и другие страны Европы. Тем самым будет создан китайско-европейский логистический коридор, проходящий через Евразийский континент.
Отметим, на сегодняшний день между Китаем и Европой действуют три главных маршрута грузовых перевозок: западный, пересекающий границу на погранпереходе Алашанькоу (регион Синьцзян), центральный, проходящий через КПП Эрлянь–Хото и восточный, проходящий через КПП Маньчжурия (регион Внутренняя Монголия). И на сегодняшний день железнодорожные рейсы из Китая в Европу отправляются более чем из 10 городов Китая и прибывают в 11 городов Европы, среди которых Дуйсбург, Гамбург, Черкесск, Челябинск, Лодзь, Варшава, Малашевичи, Пардубице, Мадрид, Роттердам, Брест и др.
При этом, как сообщают китайские СМИ, в конце прошлой недели стало известно о начале регулярной эксплуатации центральной линии китайско-европейских логистических коридоров. «Постепенное увеличение количества рейсов, следующих по маршрутам между Китаем и Европой через погранпереход Эрлянь–Хото, говорит о том, что в основном осуществлена регулярная эксплуатация центральной линии китайско-европейских логистических коридоров», – сообщает «Жэньминь жибао».
При этом грузоперевозки по этому маршруту осуществляются с декабря 2013 года, напоминает издание. «С этого момента из Китая в Европу или обратно через крупнейший китайско-монгольский КПП Эрлянь–Хото прошло 117 рейсов, что позволило перевезти 53,8 тыс. т грузов. А в настоящее время по данной линии каждую неделю в Европу отбывают два поезда, в Китай приезжает один поезд», – пишет газета.
Вывозятся из Китая по данному маршруту в основном текстильные изделия, электроприборы, механические комплектующие и телекоммуникационное оборудование. А обратно в КНР идут инженерное оборудование и комплектующие.
В начале прошлой недели с отправлением грузового состава из Баодина в Минск начал действовать первый грузовой международный железнодорожный маршрут между провинцией Хэбэй в Северном Китае и Европой. Как сообщало агентство «Синьхуа», маршрут нового поезда пролегает через восточный грузовой коридор – то есть через КПП Маньчжурия, проходит через российскую территорию и заканчивается в столице Белоруссии Минске. Общая протяженность маршрута в оба конца составляет 18 тыс. км, время в пути – 15 дней. Предполагается также, что курсировать по новому пути поезда будут один-два раза в неделю.
В целом же через этот погранпункт проходит до 18 международных грузовых железнодорожных рейсов по маршрутам, соединяющим Китай с Россией, Польшей, Германией и другими европейскими странами. При этом только по итогам первого квартала текущего года через КПП Маньчжурия прошло 220 международных грузовых железнодорожных составов.
За тот же период по западному коридору через КПП Алашанькоу прошло 158 международных грузовых железнодорожных составов, что более чем на 60% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. За этот отрезок времени было перевезено 53,5 тыс. т грузов стоимостью 965 млн долл. По западному маршруту составы движутся через Казахстан, Россию, а дальше вновь через Белоруссию, Польшу и Германию.
Стратегически действия КНР по строительству совместных с Белоруссией логистических центров очень правильные, утверждает завотделением востоковедения Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Маслов. «Китай в первую очередь вкладывает деньги туда, где точно уверен в получении прибыли, – и для случая Белоруссии это логистические центры», – говорит он. Помимо этого в КНР ценят стабильность, отмечает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «И президент Белоруссии Александр Лукашенко такую политическую стабильность обеспечивает», – говорит он.
При этом может показаться, что на фоне Белоруссии Россия в плане привлечения китайских инвестиций проигрывает. «Как известно, РФ в отличие от ряда других стран придерживается в отношениях с Китаем более независимой и жесткой позиции. Это во многом не нравится в Поднебесной», – поясняет Маслов. Сближаясь с Белоруссией, Китай может даже ухудшить свои отношения с РФ, которая традиционно считает братскую республику зоной своих интересов, замечает эксперт. «Сотрудничая с той же Белоруссией, Китай рассчитывает окружить Россию транспортным и логистическим коридором и тем самым инициировать начало новых переговоров и новых отношений с РФ», – полагает Маслов. «Некорректно устраивать конкуренцию между РФ и Белоруссией. У нас интегрированные экономики, и в определенном смысле инвестиции в Белоруссию выгодны и РФ», – не соглашается Жарихин.