0
4795
Газета Экономика Интернет-версия

11.05.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. "Газпром" идет путем "АвтоВАЗа"?

Михаил Делягин

Об авторе: Михаил Геннадьевич Делягин – директор Института проблем глобализации.

Тэги: газпром, управление, налоговые льготы, инвестпрограмма, расходы, автоваз


газпром, управление, налоговые льготы, инвестпрограмма, расходы, автоваз Фото Reuters

Опыт показывает: в условиях высокой монополизации (и соответственно слабости стимулов, порождаемых конкуренцией) предоставление компании даже по-настоящему необходимых льгот без принуждения ее руководства к прогрессу и росту эффективности не решает, но лишь усугубляет ее проблемы. Льготы воспринимаются как нечто вечное и само собой разумеющееся, и менеджмент начинает связывать будущее не c собственными усилиями по развитию компании, а с грезами о получении новых льгот, результатом чего, разумеется, становится чудовищное падение эффективности.

Это довольно распространенное явление. На уровне госуправления отсутствие мотивации у топ-менеджмента способствовало деградации агропромышленного комплекса, на уровне корпораций – стало в 90-е и начале нулевых одним из факторов крушения «АвтоВАЗа», обладавшего прекрасными конкурентными позициями и бывшего флагманом отечественной экономики.

Сегодня ту же болезнь можно диагностировать у газпромовского руководства. Помимо налоговых льгот «Газпром» имеет репутацию «корпорации со звездочкой», выведенной из обычных, стандартных управленческих схем государства. Порой создается впечатление, что «Газпром» вместо того, чтобы действовать в русле российской внешней политики, сам формирует повестку дня на украинском направлении. Деятельность же пресловутого «Эха Москвы», не устающего глумиться над нашей страной, создает ощущение, что «Газпром» (являющийся в конечном итоге одним из основных владельцев «Эха») имеет и свою собственную внутреннюю политику.

Понятно, что при этом до собственно добычи и поставки газа руки могут уже и не доходить. Не случайно добыча газа «Газпромом» сократилась за десятилетие почти на четверть, с 556 млрд куб. м в 2006-м до 419,5 млрд в 2015 году (в США за то же время она выросла почти в полтора раза, с 550 до более чем 800 млрд куб. м). В 2015 году добыча углеводородов «Газпромом» упала на 5%. В I квартале 2016 года добыча газа «Газпромом» сократилась на 1,1% (и надо заметить, что сокращение добычи продолжается с 2011 года).

При этом дело отнюдь не в сокращении спроса. Спрос в Европе растет из-за сокращения европейской добычи (в силу истощения одних месторождений и усиления землетрясений при разработке крупнейшего европейского месторождения в голландском Гронингене), однако доля «Газпрома» на рынке ЕС не может быть увеличена в силу принципиальных политических ограничений. Российские же независимые производители газа не допускаются на рынок Европы в силу исключительной привилегии «Газпрома», результатом чего является приход на него американского сланцевого газа (который дороже российского минимум на 30%). Кроме того, «Газпром» постепенно уступает внутренний рынок России своим конкурентам и, насколько можно судить, отпугивает внутренних потребителей своей нерациональной политикой.

Компания копит лицензии про запас, не особенно заботясь о том, чтобы ресурсы были вовлечены в промышленную разработку. «Бумажные» запасы увеличиваются, однако, насколько можно судить, эффективной стратегии их монетизации как не было, так и нет. «Газпром» уже обладает избыточными производственными мощностями в объеме 100 млрд куб. м газа в год, и его стремление нарастить ресурсную базу многим обозревателям кажется абсурдным. Ведь компания уже не раз срывала сроки своих лицензионных обязательств: чего стоит, например, заморозка проекта по разработке Штокманского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море – одного из крупнейших месторождений мира по объему запасов. Конечно, компания может сослаться на смягчающие обстоятельства – падение цен на нефть, но это не повод отказываться от выполнения своих обязательств.

«Газпром» в первую очередь заинтересован в том, чтобы насолить конкурентам, а не освоить доставшиеся ему ресурсы, и в этом смысле напоминает собаку на сене. Из последних примеров – инициатива компании по участию в аукционе в Ненецком АО – на Лаявожский и Ванейвисский участки с суммарным объемом запасов более 200 млрд куб. м газа. Следует напомнить, что еще в 2007 году за нарушение лицензионных соглашений Роснедра лишили дочку Газпрома, ЗАО «Печорнефтегазпром», лицензии на Лаявожское месторождение. И что, спрашивается, изменилось с тех пор? Кто может поручиться, что лицензионные обязательства не будут нарушены вновь? Пожалуй, только наличие конкурентов, которые предлагают эффективную модель освоения месторождений, вынуждает Газпром включаться в борьбу за лицензии, обязательства по которым он не в состоянии выполнить.

Проблемы с добычей сопровождаются падением финансовой эффективности: дошло до того, что капитализация «Газпрома» за семь лет упала почти всемеро. На некоторое время он даже потерял первое место по капитализации среди российских компаний, уступив «Роснефти».

Выручка «Газпрома» в 2015 году выросла на 10% из-за 6–9-месячного отставания цены газа в экспортных контрактах. Поскольку в течение 2015 года цены снижались, в ближайшее время «Газпром» ждет падение доходов от экспорта, а ведь его финансовое положение и так весьма печально. Скорректированный свободный денежный поток упал на 40%, из-за опережающего роста «прочих» расходов снизилась маржа EBITDA (прибыли без амортизации, процентов и налогов). Контроль за инвестиционными расходами крайне слаб: так, годовая инвестиционная программа была увеличена на 28% в октябре 2015 года. И создается впечатление, что компания задним числом признает осуществленные сверх нее или завышенные в ее рамках расходы.

Чистый долг вырос на 26%, его соотношение к скорректированной EBITDA выросло за год в полтора раза.

Как и в 2014 году, «Газпром» списал 210 млрд руб., указав конкретные причины списания лишь для 56,3 млрд – чуть более четверти суммы!

По итогам 2015 года правление «Газпрома» рекомендовало направить на дивиденды половину скорректированной прибыли по РСБУ, но правительство поручило госкомпаниям направить на дивиденды половину прибыли по тому стандарту отчетности, где она окажется выше. А прибыль по международным стандартам у «Газпрома» в 2,3 раза выше, чем по российским.

Катастрофическая недооценка руководством «Газпрома» «сланцевой революции» в США, похоже, даже не была осмыслена как ошибка. Не случайно, как говорят злые языки в среде специалистов, слухи о смене руководства «Газпрома» способствуют повышению его капитализации, зарождая надежду на то, что компания сможет хотя бы восстановить контроль за своими расходами.

Весьма вероятно, что в этом случае рынок прав: «Газпром» категорически нуждается в кардинальном оздоровлении, в том числе за счет существенных кадровых изменений. В противном случае из «национального достояния» он легко может превратиться в «национальную черную дыру» – и неосмысленное сохранение его разнообразных льгот, выводящее его из конкурентного поля, лишь ускорит этот процесс.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
560
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
560
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
917
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
467

Другие новости