Падение доходов изменило покупательские предпочтения россиян. Фото Reuters
Кризис приучил россиян к экономии: более 70% граждан за прошедший год были вынуждены снизить расходы на товары повседневного спроса, сообщает «Ромир». Социологи выявили четыре типа экономного потребителя в России: оптимизатор, рационалист, ловец скидок, запасливый. Но, как выясняется, несмотря на режим экономии, сейчас растет спрос на путевки за рубеж.
Более 70% россиян за прошедший год начали экономить на еде, одежде, непродовольственных товарах первой необходимости, косметике, алкоголе. Такие данные обнародовал вчера холдинг «Ромир» по итогам всероссийского мартовского опроса, проведенного среди 1500 человек старше 18 лет.
Социологи выяснили у этих 70% респондентов, как именно они экономят на повседневных товарах. Респонденты давали несколько вариантов ответа, исследователи сгруппировали их и получили как минимум четыре типа экономных россиян.
Самый распространенный тип получил условное название «оптимизаторы». Около 31% вынужденных экономить респондентов покупают более дешевые марки товаров. В эту же группу попали и те граждане (21%), которые отказались от дорогих продуктов.
Второй тип – «рационалисты» (29% граждан, начавших экономить). Они составляют список продуктов перед походом в магазин и строго ему следуют. Также 24% опрошенных «стараются покупать только те продукты и в том количестве, которые действительно смогут употребить».
Третий тип – «ловцы скидок» (cherry pickers): они «охотятся за скидками и промоакциями, снимая их с прилавка, как вишенку с торта». Как показал опрос, 28% экономных респондентов сознательно выбирают магазины со специальными акциями и скидками, 26% всегда ищут скидки на привычные товары.
Наконец, четвертый тип – «запасливые». Среди затянувших пояса респондентов 22% «стараются реже ходить за покупками, чтобы держать свой бюджет под контролем», при этом 16% запасаются товарами и продуктами впрок. «Популярность такой стратегии экономии выше среди россиян из старшей возрастной группы, – поясняют исследователи. - Закупают продукты впрок при возможности также среднедоходники и жители малых городов и сельской местности».
Это не первый случай классификации россиян в зависимости от их потребительского поведения. Ранее новую социальную классификацию представили специалисты фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Россияне узнали, что среди них есть так называемые инвесторы, путешественники, гедонисты, заемщики, обыватели и аутсайдеры (см. «НГ» от 23.03.16). Как показали опросы, более половины населения – это наименее активные с экономической точки зрения обыватели (44%) и аутсайдеры (7%). И именно для них основная антикризисная стратегия – экономия на потреблении. Классификация ФОМа выглядела довольно спорно.
Точно так же возникают вопросы и к классификации «Ромира». Например, в нее не включен такой способ экономии на потреблении, как переход на натуральное хозяйство.
Теоретически можно было бы говорить также о пятом типе – «огородниках», которые отказываются от покупки большинства продуктов питания и выживают за счет собственного огорода. Как ранее сообщал сам же «Ромир», «в пересчете на все население страны получается, что каждый второй россиянин (49%) занимается домашними заготовками на зиму» (см. «НГ» от 30.09.15). Также сообщалось, что некоторые россияне не только производят сами для себя овощи и фрукты, но и держат кур, скотину, а также ходят на рыбалку, чтобы прокормиться (см. «НГ» от 24.10.13).
В то же время пока социологи описывают стратегию экономии россиян, представители туристического рынка фиксируют неожиданный всплеск спроса на заграничные туры. Как сообщают в Ассоциации туроператоров России (АТОР), спрос на поездки за рубеж на майские праздники в сравнении с прошлым годом вырос на 10–15%, передает Интерфакс. Также в АТОР ожидают, что и предстоящий летний сезон с точки зрения выездного туризма будет лучше предыдущего.
Об этом же говорят представители других стран. Так, посол Франции в РФ Жан-Морис Рипер вчера сообщил, что «судя по данным AirFrance и туркомпаний, сейчас... число туристов из России снова растет».
Эксперты считают, что в стремлении экономить на повседневных расходах и одновременно с этим покупать заграничные путевки ничего парадоксального нет. «Если говорить про путевки, то мы сейчас видим отложенный спрос. В прошлом году люди откладывали свои планы по отдыху из-за нестабильной экономической обстановки», – поясняет директор экспертно-аналитического центра Академии народного хозяйства и госслужбы Николай Калмыков. А сегодня, по его словам, «люди адаптировались».
С этим соглашается эксперт «Солид менеджмента» Сергей Звенигородский: «В прошедшем году по туризму был нанесен серьезный удар, Турция и Египет стали опасным местом для российских туристов, а прямые рейсы туда были запрещены. Граждане не успели переориентироваться на другие направления. Кроме того, в 2015 году ситуация с работой была очень нестабильной для многих граждан, деньги лучше было оставить в виде «подушки безопасности». В этом году турфирмы и сами граждане уже успели подготовиться».