Ответы на вопрос: положение дел в российской экономике сегодня лучше, чем сообщают СМИ, хуже или примерно такое? Источник: фонд «Общественное мнение»
Лишь один из четырех жителей страны считает, что СМИ адекватно описывают экономическую ситуацию в России. И доля таких граждан сокращается. Почти половина опрошенных фондом «Общественное мнение» россиян уверены, что СМИ искажают картину и в действительности положение дел в российской экономике еще хуже.
Фонд «Общественное мнение» расспросил россиян – доверяют ли они сообщениям средств массовой информации о состоянии экономики. В апреле 2016 года чуть больше трети россиян заявили, что внимательно следят за новостями российской экономики. Остальные не уделяют этому вопросу особого внимания. Тех, кого экономическая информация в СМИ не волнует, становится все больше. В 2008 году ФОМ сообщал о 52% равнодушных, в августе прошлого года их было 54%, а сейчас уже 61%. Соответственно становится меньше и тех, кто внимателен к описанию экономических перипетий: в ноябре 2008 года таковых было 44%, а сейчас только 36%. Хуже было только в 2009 году, когда 33% респондентов не интересовались описаниями СМИ происходящего в экономике.
Только четверть опрошенных ответили, что согласны с оценками состояния экономики, которые они видят по телевизору или читают в газетах. Почти половина опрошенных (48%) считают, что в действительности положение дел хуже, чем преподносят СМИ. И количество тех, кто обвиняет СМИ в приукрашивании экономических реалий, за полгода выросло на 5%. Еще 7% уверены что СМИ искажают картину, но она на самом деле – лучше.
Чаще других выражают уверенность в необъективности российских СМИ при освещении положения дел в экономике люди с высшим образованием и москвичи. Они же больше других уверены, что ситуация в СМИ отражается неполно и что на самом деле все хуже, чем представляют газеты, радио и телевидение.
В среднем по стране количество тех, кто в целом доверяет или не доверяет СМИ, примерно одинаковое – 42% против 45%. Москвичи выделяются и здесь: только 26% из них готовы поверить информации СМИ, но 58% – нет.
Вместе с тем большинству россиян не хватает информации о происходящем в экономике: 61% считают, что она освещается неполно, и только 19% ответили, что информации в СМИ вполне достаточно. Интересно, что с 2008 года соотношение довольных и недовольных по этому вопросу стабильно составляло около 25–52%, но с лета прошлого года показатели стали заметно расходиться.
Август 2015 года стал переломным и по вопросу адекватности освещения экономики: если раньше (с 2008 года) треть опрошенных считала, что ситуация описывается правдоподобно, то теперь таких только четверть.
Свежий опрос, как и предыдущие исследования, показывает, что россияне попали в своеобразную информационную вилку. Они все меньше испытывают доверия к основным каналам получения серьезной информации (в первую очередь падают рейтинги телеканалов), а находить достоверную информацию в Интернете все сложнее.
Хотя доля пользователей Интернета в России выросла до 80% населения, по данным Левада-Центра, россияне по-прежнему узнают новости чаще всего из телевизора (85%), а из интернет-изданий только 21%. Примерно столько же узнают о событиях от друзей и родственников (24%), из социальных сетей, газет и радио узнают новости 13% россиян. При этом доверие к телевидению в конце 2015 года снизилось до 41%, то есть на 10 пунктов за два года, и стало на 38 пунктов ниже, чем в 2009 году.
Социологи уверены, что это результат общей усталости от снижения качества жизни, однообразия общественной жизни и даже несменяемости власти. Около 42% россиян чувствуют неладное при просмотре телепередач, прослушивании радио и чтении газет. У многих граждан часто складывается впечатление, что им что-то недоговаривают, не дают полной информации о происходящем или отвлекают от важных событий и тем. Да и «независимый» Интернет часто не помогает: отношение к информации о событиях в стране, распространяемой в Интернете, у россиян остается скептическим – только 37% доверяют ей полностью, 32% – отчасти, 8% – совсем не доверяют.
В оценке экономической ситуации художник Андрей Бильжо доверяет в первую очередь своим знаниям и наблюдениям. «Я много езжу по стране, общаюсь с людьми, и мне не нужны СМИ для оценки ситуации. Я не верю 90% из них, телевизор я смотрю крайне редко, – говорит он. – Сейчас каждый сам себе аналитик, тем более что прогнозы профессиональных экспертов не сбываются раз за разом. Лавируя между ямами на проселке, вы сами можете составить себе впечатление о ситуации с дорогами в стране. Даже если все СМИ напишут, что в Алтайском крае все прекрасно, от этого ситуация в конкретном городе, например Советске, где не работает ни одна фабрика, лучше не станет».