0
67946
Газета Экономика Интернет-версия

25.04.2016 00:01:00

РФ переходит на колею КНР

Тэги: китай, железные дороги, жд, стандарты, дальний восток, прецедент


китай, железные дороги, жд, стандарты, дальний восток, прецедент Китайские железнодорожники готовы осваивать просторы РФ. Фото Reuters

В России впервые появится железная дорога с «китайской» шириной колеи. Это облегчит продвижение китайских предприятий в РФ, пишет официальная пресса Поднебесной. Российские чиновники говорят, что речь идет лишь о небольшом участке дороги, которая пройдет до дальневосточных портов. Но в Пекине не склонны преуменьшать важность прецедента: в РФ появится инфраструктура другого государства, которая будет управляться не из России, что даст КНР шанс расширить свою экспансию.

Чтобы продемонстрировать Пекину заинтересованность в сотрудничестве, Москва сделает широкий жест. Минвостокразвития предложило построить на территории РФ одну из железных дорог не с российским стандартом колеи, а с международным, который используется в Китае. 

Об этом сообщило в конце минувшей недели агентство «Синьхуа». Речь идет о железной дороге, которая соединит китайский город Хуньчунь и российский порт Зарубино в Приморском крае.

Унификация стандарта колеи позволит сократить сроки перевозок, снизить себестоимость и ускорить товарообращение между двумя странами, пояснил заместитель генсекретаря Китайской ассоциации по развитию предприятий за рубежом Хэ Чжэньвэй. Сейчас для перехода с одной колеи на другую нужно перегружать грузы либо заменять вагонные тележки – на это может уйти от нескольких часов до дней.

Ширина колеи китайских железных дорог – 1435 мм. Это распространенный международный стандарт. Такой же ширины железные дороги есть в странах Западной и Центральной Европы, в США, Канаде и т.д. В России и странах СНГ ширина колеи иная – 1520 мм. Также с российской колеей почти совпадают железные дороги Финляндии.

Другой стандарт колеи был принят в России еще с царских времен. Власти хотели затруднить военному противнику снабжение войск в случае их вторжения в Россию. То есть это вопрос государственной безопасности. Какими бы тесными ни были экономические связи с Европой, европейская колея на территории РФ не появлялась.

Так что в случае с дорогой Хуньчунь–Зарубино в России может быть создан прецедент. И распоряжаться построенной на приграничной территории дорогой будет уже не РФ, а Китай: по ней бесперебойно будут ездить китайские составы. В Минвостокразвития, однако, призывают не переоценивать последствия этой инициативы.

Как вчера пояснили «НГ» в пресс-службе ведомства, «речь идет об одной конкретной железной дороге, которая в рамках транспортного коридора «Приморье-2» соединит Хуньчунь и Зарубино»: «То есть это даже не дорога в прямом смысле слова, а подъездной путь к порту для грузов, следующих транзитом из Китая. Ни о каком переходе железных дорог на китайскую колею речи нет».

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук рассказал «НГ» об экономической целесообразности такой инициативы. «Особенность этого проекта в том, что он рассчитан на транзитные грузы с территории Китая или на его территорию через наши порты. Между портами и границей примерно 100 км, и далее по территории Китая эти грузы могут идти на тысячу и более километров. Из-за разной ширины колеи необходимо перегружать грузы, теряется эффект безбарьерного прохождения границы, затрачивается время. Если мы рассматриваем наши порты в том числе как транзитные для китайских грузов, то в унификации стандартов есть своя экономическая логика, это дает много преимуществ», – поясняет эксперт.

По его словам, технологических препятствий для реализации этого проекта нет. «Технологии позволяют строить колею с двойной шириной – то есть, грубо говоря, с тремя рельсами, – поясняет Савчук. – Такие есть, например, в Белоруссии на границе с Польшей, у нас на границе с Китаем – в Гродеково. Наш подвижной состав частично заходит на их территорию до первой станции, и наоборот. И проблем это не создает».

Однако в отличие от Минвостокразвития Пекин воспринимает проект дороги Хуньчунь – Зарубино со всей серьезностью. Для Китая решается стратегический вопрос доступа не просто к порту, а к приграничным территориям и российскому рынку. Инициатива Москвы «означает появление больших шансов для китайских предприятий, желающих выйти на российский рынок», говорит Хэ Чжэньвэй. Никто не даст гарантии, что в будущем Китай не начнет лоббировать расширение сети своих железных дорог внутри РФ.

К слову, и вне территории России Пекин тоже настаивает на строительстве дорог с удобной ему колеей. Ранее пресса сообщала о спорах вокруг проекта железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан. Проект обсуждается с середины 90-х. Окончательному соглашению мешают самые разные факторы. В том числе требование Китая построить дорогу с международным стандартом колеи – шириной 1435 мм. Как говорили ранее эксперты «НГ», появление в Киргизии колеи китайского стандарта поставит под удар не только киргизскую, но и российскую безопасность – особенно в Сибири, Поволжье и на Урале (см. номер от 10.09.13).

В конце 2015-го China Daily написала о решении Китая построить в Иран высокоскоростную железную дорогу Экономического пояса Шелкового пути в обход России – тоже с международной шириной колеи. Получив доступ к железнодорожной системе Ближнего Востока, где распространен международный стандарт, Китай сможет через Турцию выйти в Европу. Как поясняли эксперты, это понизит роль России в сухопутном сообщении между Китаем и Европой.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
447
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
493
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
542
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
453

Другие новости