0
32027
Газета Экономика Интернет-версия

19.04.2016 00:01:00

Спектакль в Дохе разыграли по арабским нотам

Тэги: доха, нефть, цены, экспорт, опек, нефтедобыча, саудовская аравия, иран


доха, нефть, цены, экспорт, опек, нефтедобыча, саудовская аравия, иран Александр Новак (в центре) видел, как ОПЕК неожиданно отказалась от соглашений. Фото Jon Gambrell/ AP/ ТАСС

Провал переговоров в Дохе, судя по всему, был срежиссирован. Ни Иран, ни Саудовская Аравия с самого начала не стремились прекращать демпинговую войну. Можно назвать несколько версий произошедшего. Первая версия: Саудовская Аравия хотела демонстративно хлопнуть дверью и спровоцировать новый нефтяной обвал. Вторая версия: Иран хотел нанести по Эр-Рияду репутационный и долларовый удары. Возможно, и та и другая сторона добивались обвала цен ниже 20 долл. за баррель. Эксперты говорят также о третьей версии: абсолютно все экспортеры осознанно сыграли выгодный им спектакль.

В самом начале вчерашних торгов нефть марки Brent потеряла 5%, цены опустились ниже 41 долл. за баррель. Одновременно с этим начал дорожать доллар: до 68,5 руб. с пятничного уровня 66,4 руб. Затем в течение дня нефть и рубль попытались отыграть свое падение.

Весь вчерашний день эксперты и чиновники гадали о последствиях провала переговоров нефтяных экспортеров в Дохе. Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что дохийский провал не несет проблем для России.

В свою очередь, аналитики Goldman Sachs не ожидают в ближайшем будущем роста нефтедобычи в Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), передает «Прайм». По их мнению, в третьем квартале 2016 года не исключен даже нефтяной дефицит. Эксперты JBC Energy полагают, что «неудача в Дохе не подвергнет рынок значительному снижению, если только риторика обсуждений после встречи не подольет масла в огонь».

Были и менее радостные прогнозы. Специалисты Barclays считают, что во втором квартале 2016-го нефть Brent будет стоить в среднем 36 долл. за баррель. Они предупреждают: провал дохийских переговоров в очередной раз убедил инвесторов в неспособности ОПЕК стабилизировать рынок. По данным MarketWatch, многие аналитики пересматривают свои прогнозы и не исключают в ближайшее время нового падения цен до 30 долл. за баррель.

Наконец, советник президента РФ Сергей Глазьев в интервью ТАСС сообщил, что «вне зависимости, как себя будет вести картель нефтяных стран, с потреблением нефти как энергоносителя перспектив какого-то роста не предвидится ни сейчас, ни в обозримом будущем». Глазьев призывает не преувеличивать значение «картельных соглашений», ведь мир переходит от нефти к возобновляемым источникам энергии.

Не только последствия дохийского провала вызывают сейчас споры, но и причины. Судя по всему, срыв переговоров был срежиссирован. Встреча большинства экспортеров состоялась, однако с самого начала было ясно, что Иран и Саудовская Аравия – непримиримые противники. И тогда возникает вопрос: для чего проводить встречу, провал которой предрешен?

Как рассказал по итогам дохийских переговоров Александр Новак, соглашение о заморозке готовилось в течение двух месяцев, эксперты Саудовской Аравии, Катара, России и Венесуэлы его согласовали. Но утром в воскресенье «буквально перед самым началом встречи» ряд стран – членов ОПЕК изменили свою позицию. Они потребовали, чтобы соглашение выполнялось только при участии всех членов ОПЕК, а также крупных экспортеров, не входящих в картель и не присутствующих на встрече: судя по всему, имелись в виду Норвегия и Колумбия. Такие требования, по словам Новака, выдвинули Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар.

Можно назвать несколько версий произошедшего. Первая версия: инициатор демпинговой войны и лидер ОПЕК Саудовская Аравия использовала встречу в Дохе для того, чтобы громко хлопнуть дверью перед другими экспортерами и убить последнюю надежду на стабилизацию нефтяного рынка. Не исключено, что Саудовская Аравия рассчитывала на более серьезные последствия от провала переговоров в Дохе и, возможно, стремилась обрушить цены даже ниже 20 долл. за баррель, чтобы окончательно очистить рынок от конкурентов.

Вторая версия: Иран хотел стать инициатором новой демпинговой войны. Он единственный в ОПЕК сейчас ничего не теряет от падения нефтяных котировок. Иран долгое время был под санкциями, и теперь, экспортируя нефть даже по очень низким ценам, он все равно будет в плюсе по сравнению с санкционным периодом. На переговорах в Дохе не было представителя Ирана. Тем самым Тегеран продемонстрировал, что Саудовская Аравия ему не указ.

Многие опрошенные «НГ» эксперты склонны верить в первую версию. «Наиболее неожиданным образом повела себя Саудовская Аравия, которая еще перед встречей согласилась заморозить добычу без дополнительных условий. Однако что-то повлияло на позицию королевства», – замечает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева.

В Персидском заливе никак не начнется заморозка нефтедобычи.	Фото Reuters
В Персидском заливе никак не начнется заморозка нефтедобычи. Фото Reuters

«Саудовская Аравия еще до встречи в Катаре не планировала подписывать соглашение о заморозке добычи сырья по ряду причин. Во-первых, если саудиты добровольно «накинут петлю» на интенсификацию собственного производства, то освободившуюся нишу для экспорта (например, в Европе) оперативно займет Иран, который уже успешно демпингует, предоставляя выгодные условия европейским клиентам. Во-вторых, рост цен на нефть, который спровоцировало бы подписанное соглашение, мог бы позволить «поднять с колен» нефтяную индустрию США, Канады, Аргентины, Бразилии, а также других игроков, вынужденных туго «затянуть пояса» ввиду низкой ценовой конъюнктуры. В-третьих, саудовцам, несмотря на дефицит собственного бюджета, все же выгодна ценовая «болтанка», так как основные энергетические визави королевства находятся в подвешенном состоянии, постоянно ожидая роста котировок», – поясняет член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России, востоковед Эльдар Касаев.

«Что касается Тегерана, то он никогда не пойдет навстречу Эр-Рияду, так как арабы и персы жестко конфликтуют на политической и экономической ниве уже давно и за стол переговоров садиться не планируют, – продолжает Касаев. – Не думаю, что иранцы намеренно не приехали в Доху, чтобы «бросить перчатку» саудитам. Скорее, куда большим вызовом для королевства было бы присутствие иранской делегации, которая после длительной дискуссии в итоге публично бы отказалась подписывать итоговый документ. Этот шаг добавил бы авторитета Ирану, который пытается занять весомые позиции среди основных поставщиков, утерянные за годы западных санкций».

«Ситуация действительно выглядит срежиссированно, – соглашается директор Института актуальной экономики Никита Исаев. – Сначала все шло как по маслу: основные моменты согласованы, намерения подписать соглашения без участия Ирана – подтверждены. Однако представители стран Персидского залива позволили себе изменить условия на заведомо не выполнимые. Позиция Ирана давно ни для кого не секрет: он готов продавать нефть на 10% дешевле рынка, лишь бы вернуть прежние объемы экспорта. Действия Саудовской Аравии были явно запланированы и направлены на дискредитацию соглашения».

Хотя Исаев не согласен с предположением, что Саудовская Аравия планировала начать новый этап торговой войны: «Дело в том, что саудиты сами сильно пострадали от дешевой нефти. Дефицит бюджета страны около 20% ВВП, они впервые за многие годы вышли на долговой рынок».

«Формальная отмена соглашения якобы из-за нежелания третьих стран присоединяться к нему скорее направлена на сокрытие реальной недееспособности этих ограничений. Ведь на самом деле реальное перепроизводство нефти в мире составляет 1,5–1,8 млн барр. в сутки, а сокращение добычи по соглашению – в разы меньше. Таким образом без ответственности и без обязательств экспортеры получили рост стоимости нефти практически на 20%. И мы наблюдаем, что после отмены соглашения цены держатся на более высоком уровне, чем это было раньше, до последнего подорожания», – замечает Исаев.

Некоторые эксперты добавили третью версию произошедшего – спектакль в Дохе разыграли не одна Саудовская Аравия и не один Иран, а все экспортеры вместе. «Все прекрасно понимали, что шансы на компромисс мизерные. Но все не хотели упускать возможность получить дополнительную прибыль от продажи подорожавшей нефти. На это указывает тот факт, что нефть дорожала на фоне стремительно растущих в странах объемов добычи до исторических максимумов. То есть сама по себе ситуация была парадоксально выгодной для экспортеров, – говорит зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. – Стоит напомнить, что изначально встреча планировалась на март, но была перенесена на апрель. Это дало экспортерам дополнительное время». И как говорит эксперт, несмотря на то что благоприятный исход встречи вызывал большие сомнения, рынок накануне переговоров все равно рос, нефть приближалась к 45 долл. за баррель.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2400
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3061
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2285
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4036

Другие новости