Эльвира Набиуллина, пытаясь похвалить Центробанк, невольно поставила под сомнение его успехи. Фото Михаила Джапаридзе/ТАСС
Российская экономика близка к точке стабилизации, объявила вчера глава Центробанка (ЦБ) Эльвира Набиуллина. Правительство и ЦБ достойно ответили на сильнейший за последнее десятилетие шок, похвалился министр финансов Антон Силуанов. Эти бодрые рапорты резко контрастировали с разбором ошибок и иллюзий, во власти которых находились ответственные за экономическую политику чиновники. Авторитетный Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) опубликовал список «тяжелых уроков» кризиса для ЦБ и правительства. Надежды на девальвационное оздоровление, неизбежность импортозамещения и инвестиционный рост оказались в России иллюзией.
Россия испытала сильнейший за последнее десятилетие шок, но, несмотря на сложности, правительству и Центробанку удалось снизить инфляцию и процентные ставки в экономике. Об этом, как передает ТАСС, рассказал на вчерашнем съезде Ассоциации российских банков глава Минфина Антон Силуанов.
«Ситуация в российской экономике остается непростой, хотя худшие опасения, безусловно, не реализовались, – рассказала, в свою очередь, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. – Рецессия пока еще не закончилась, но экономика уже близка к точке стабилизации». По прогнозу ЦБ, снижение ВВП по итогам 2016-го составит около 1,3–1,5% при цене нефти 30 долл. за баррель. «Если цена будет выше, как сейчас, то снижение экономики может быть меньше», – уточнила Набиуллина.
По ее словам, ситуация на финансовых рынках сейчас значительно стабильнее, чем в 2014–2015 годах и в январе 2016-го: «Волатильность снизилась, цены на финансовые активы выросли. Помимо глобальных факторов этому способствовали политика плавающего курса и подстройка платежного баланса под низкие нефтяные цены».
Рассуждения главы ЦБ об инфляции оказались на удивление противоречивыми. Доказывая необходимость жесткой денежно-кредитной политики, Набиуллина одновременно с этим вольно или невольно поставила под сомнение свои же собственные заявления об уже достигнутых Центробанком успехах. Как следовало из ее объяснений, сейчас инфляция замедляется вовсе не благодаря действиям ЦБ, а по самым разным причинам, на которые регулятор никак не может повлиять. В списке этих причин оказалась даже урожайность картофеля.
«В последнее время в замедлении инфляции значительна роль разовых благоприятных факторов, таких как снижение мировых продовольственных цен, хороший урожай овощей, картофеля, а также укрепление рубля», – цитирует Набиуллину Интерфакс. И, конечно, все это не может гарантировать дальнейшего снижения инфляции, добавила глава ЦБ.
Если понимать сказанное буквально, то, выходит, регулятор зря поднимал ключевую процентную ставку, ведь вовсе не она повлияла на цены в России. Напомним: в марте, по данным Росстата, инфляция в годовом выражении составила 7,3%. Ключевая ставка при этом уже который месяц сохраняется на уровне 11% годовых. Очевидно, рассуждая о переменчивом урожае овощей, Набиуллина хотела доказать, что серьезных поводов смягчать денежно-кредитную политику у регулятора пока нет.
И на этом фоне уже странными выглядят попытки главы ЦБ рассказать об успехах монетарной политики. «Сохранение ключевой ставки в течение продолжительного времени приносит положительный результат, и не только в снижении инфляции, которую мы сейчас наблюдаем. Доверие участников рынка к тому, что инфляция будет снижаться, постепенно растет», – передают слова Набиуллиной информагентства.
Признаком доверия для ЦБ стало то, что «ставки по долгосрочным кредитам падают быстрее, чем по краткосрочным кредитам – даже в условиях неизменной ключевой ставки».
Набиуллина пообещала: «Если будет устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий, Банк России сможет более активно снижать ключевую ставку в будущем без создания рисков для финансовой стабильности». Правда, теперь после случайного саморазоблачения Центробанка участники рынка могут утратить вдруг обретенное доверие.
Глава Минфина Антон Силуанов ждет оживления российской экономики после шоков. Фото Reuters |
И Центробанк, и правительство оказались во власти опасных иллюзий. Что это за иллюзии, перечислили специалисты ЦМАКПа в исследовании, посвященном итогам 2015 года. «Этот год стал годом тяжелых, но важных практических уроков, со всей наглядностью и со всей болезненностью показавших, что ряд упрощенных представлений о нашей экономике оказались в той или иной степени ошибочными», – пишут экономисты.
Первый миф, который развенчивает ЦМАКП, – о девальвационном оздоровлении: «Девальвация рубля не обязательно способствует экономическому росту и тем более оздоровлению компаний». Второй миф – о потребительском потенциале России: «Рост потребления населения не является для нашей страны естественным трендом». Третий миф – о неизбежности импортозамещения: «Падение импорта в результате девальвации рубля не обязательно создает пространство для экономического роста. Вернее, пространство формально создается, но заполнить его российской продукцией в большинстве случаев невозможно без радикального улучшения ее технологического уровня и потребительских свойств».
Четвертый миф – о скором притоке инвестиций: «Инвестиции не растут сами по себе. Даже если у компаний есть деньги, они инвестируют только в ожидании дальнейшего развития». Пятый миф – о монетарном снижении инфляции: «Сложился цикл «разбалансировка платежного баланса – девальвация рубля – инфляция – жесткая процентная политика – низкий спрос – снижение инфляции», в котором снижение инфляции в итоге становится не результатом более или менее успешной монетарной политики, а следствием снижения экономической активности, «охлаждения» экономики и снижения на этой базе спроса на деньги».
Наконец, шестой миф – о скоротечности кризиса: «Нынешний экономический кризис – не относительно короткая (год-полтора) перенастройка экономической системы, а затяжной системный процесс, который должен обеспечить для российской экономики формирование нового механизма роста взамен исчерпавшего себя».
В ЦМАКПе перечисляют проблемы: импорт с рынка ушел, но внутреннее производство в целом не выросло; пока нефтяные цены падали, страна наращивала экспорт сырья, чтобы хоть как-то поддержать бюджет, при этом многие предприятия в условиях высокой долговой нагрузки и невозможности перекредитоваться на внешних рынках были вынуждены отложить инвестиции на потом и снизить расходы на персонал. Население, столкнувшееся с падением доходов, сократило потребление. «Остроту ситуации хорошо характеризует откат по уровню потребления продуктов питания примерно на уровень 2008 года», – обращают внимание экономисты.
К этому еще можно добавить статистику ЦБ по иностранным инвестициям. По итогам 2015-го прямые иностранные инвестиции в экономику РФ сократились в 4,6 раза по сравнению с 2014 годом и в 14,3 раза – по сравнению с 2013-м. Во многом это следствие санкционного противостояния и неблагоприятного инвестклимата.
Похоже, что теперь и 2016-й тоже станет годом «тяжелых уроков». По прогнозу ЦМАКПа, спад ВВП по итогам года составит чуть более 2%. Примерно на 6% сократится оборот розничной торговли. Реальная зарплата населения снизится почти на 7%. Инвестиционный спад составит около 2%.