Глава Минвостокразвития Александр Галушка видит проблемы в некоторых совместных с Китаем проектах. Фото Юрия Машкова/ТАСС
Китай рассматривает возможность перевода части своих предприятий на территорию Дальнего Востока. С таким громким заявлением выступили вчера в Минвостокразвития. Между тем постоянные рассказы чиновников о гигантских китайских инвестициях многие уже воспринимают с недоверием. Ведь ранее многие анонсированные совместные проекты часто заканчивались ничем. Последний пример – явная заминка с китайскими инвестициями в строительство так называемых транспортных коридоров, которые должны сократить путь до российских портов.
Принципиальная договоренность о переносе китайских предприятий была достигнута во время визита министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушки в Пекин и зафиксирована в меморандуме о взаимопонимании, сообщила вчера пресс-служба ведомства. «Договоренность связана с инициативой КНР по экспорту производственных мощностей в приоритетных отраслях экономики: строительной индустрии, металлургии, энергетике, машиностроении, судостроении, химической промышленности, текстильной промышленности, цементной промышленности, сфере телекоммуникаций, в сельском хозяйстве. Речь идет о возможном переводе китайских предприятий на территорию Дальнего Востока с учетом обязательного соблюдения установленных в России экологических требований», – говорится в релизе ведомства. Разместить же такие предприятия предполагается в зоне территорий опережающего развития (ТОР) и в Свободном порте Владивосток, где проекты будут пользоваться льготами.
Между тем российские парламентарии негативно отреагировали вчера на такую перспективу. По словам председателя думского комитета по региональной политике и проблемам Дальнего Востока Николая Харитонова, РФ не нуждается в китайских предприятиях на своих территориях. Он подчеркнул, что необходимость в постройке таких заводов «надуманная неизбежность». «Необходимо развивать свои собственные производства, чтобы у людей были рабочие места и регион мог благополучно развиваться», – считает он.
К тому же громкие заявления министерства выглядят несколько удивительно на фоне прежних сообщений полпреда президента по Дальневосточному федеральному округу Юрия Трутнева. По его словам, китайские инвесторы сегодня не готовы вкладываться в российские инфраструктурные проекты из-за отсутствия экономической выгоды. «Обращаться к нашим китайским, японским или корейским коллегам (с предложениями) можно тогда, когда мы сделали проект привлекательным для наших российских инвесторов. Когда уже возникнет вопрос стоимости ресурсов, вопрос длительности средств, потому что все-таки инфраструктурные проекты дольше окупаются. Но вот чтобы никому в России не было выгодно, а мы вышли и сказали: китайцы, вкладывайтесь, так не получится. Это не работает. Они не будут вкладываться в проект, который в целом пока по экономическим расчетам невыгоден», – сказал Трутнев в конце марта на совещании по развитию международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2».
Предполагалось, что МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» должны способствовать отправке грузов железнодорожным и автотранспортом из северо-восточных провинций КНР через российские порты. При этом «Приморье-1» ориентировано на отправку грузов из провинции Хэйлунцзян через погранпереход Суйфэньхэ–Гродеково, а «Приморье-2» – из провинции Цзилинь через погранпереход Хунчунь–Краскино. Эти транспортные коридоры будут использоваться в том числе и для доставки продукции из северо-восточных в южные районы Китая вследствие высокой загруженности существующих магистралей в материковой части КНР.
Привлекательность транспортных коридоров в первую очередь состоит в скорости обработки грузов. «Принципиальное значение имеет скорость движения транспорта по этим коридорам. Для обеспечения этого совершенно в другом режиме должна работать таможня. Особенно в части транзитных грузов», – подчеркивал Трутнев.
Данный тезис в конце марта подтверждал и Александр Галушка. «Чтобы МТК заработали на полную мощность, их необходимо сделать удобными и выгодными для грузовладельцев и транспортных операторов. На сегодняшний день они такими не являются и проигрывают конкуренцию альтернативным маршрутам и по срокам, и по цене», – писал он в «Российской газете».
Финансово-экономическая модель транспортных коридоров «Приморья-1» и «Приморья-2» по заказу Минвостокразвития ранее была подготовлена компанией McKinsey. В конце марта эксперты компании представили свои оценки необходимых инвестиций для проектов. Для коридора «Приморье-1», в частности, потребуется около 135 млрд руб. Основная часть этих денег должна пойти на строительство и реконструкцию автодорог. Однако китайцы не торопятся вкладывать в строительство дорог в России и используют уже существующую железнодорожную инфраструктуру (см. «НГ» от 04.04.16). В пресс-службе Минвостокразвития «НГ» пояснили, что оба проекта сегодня реализуются. «Разработана финансово-экономическая модель, определен перспективный грузопоток, заключено координирующее соглашение с Госкомитетом по развитию и реформе КНР, ведется «упаковка» инфраструктурных решений в привлекательные инвестиционные проекты», – сообщили в ведомстве.
«На реализацию проектов требуются достаточно большие денежные средства: 172 млрд руб. для «Приморья-1» и около 30 млрд руб. – для «Приморья-2». Выделять такие деньги из бюджета, на наш взгляд, неправильно», – подчеркивал в августе Юрий Трутнев. По его мнению, «государство должно не инвестировать в капитальные вложения, а помочь инвесторам зайти на проект, окупить его», то есть сделать интересным для инвесторов. В итоге дорожное строительство шло за счет средств регионального бюджета. «Приморье-1» строится, но темпы строительства мы считаем недостаточными, они ограничены объемами бюджетных средств», – говорил ранее глава Приморского края Владимир Миклушевский, не исключия возможности взимания платы за пользование МТК (см. «НГ» от 24.11.15).
Проекты «Приморье-1» и «Приморье-2» сегодня не единственные проекты на Дальнем Востоке, чье будущее остается туманным. Так, в середине прошлого года администрация Забайкальского края планировала передать свыше 300 тыс. га сельскохозяйственных земель в аренду китайской компании на 49 лет по ставке в 250 руб. за гектар. Предполагалась, что китайцы инвестируют в регион около 24 млрд руб. для выращивания кормовых, зерновых, масличных и других культур, а также лечебных трав для фармакологии. В Пекине посчитали предложение недостаточным, указав, что РФ должна изменить и порядок перемещения и расселения китайцев на территории России (см. «НГ» от 15.06.15). В итоге проект затух. «Проект не состоялся», – объявил в конце марта врио первого вице-премьера Забайкальского края Александр Кулаков, отметив, что поддержал бы проект, но при меньших объемах и с использованием местных трудовых ресурсов.
Россия в попытке улучшить имидж и занять новые рынки энергоресурсов, в том числе и в Азии, зачастую оказывает беспрецедентную поддержку дорогим инфраструктурным проектам, заявили вчера в агентстве Reuters. Так, проекту Новатэка «Ямал-СПГ» стоимостью в 27 млрд долл. российские власти уже выделили на возвратной основе 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния. «Из-за слабого спроса и низких цен на топливо, значительные налоговые поступления от этого проекта страна скорее всего получит не ранее конца следующего десятилетия», – полагают опрошенные СМИ аналитики.
По мнению экспертов «НГ», существует комплекс причин, почему у РФ не складываются совместные проекты с Китаем. «Россияне зачастую неверно оценивают позицию Китая. То есть мы исходим исключительно из своих интересов, забывая об интересах КНР», – говорит завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. Например, Китаю интересно реализовывать свою продукцию на территории РФ или в Европе, но совершенно не интересно развивать российскую промышленность, чего мы так добиваемся, поясняет эксперт.
Впрочем, эксперты положительно оценивают заявление Минвостокразвития о переносе на территорию РФ китайских предприятий. «У Китая сегодня существует избыток производственных мощностей и они готовы выводить эти избыточные мощности за границу», – поясняет ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин. Однако, полагает он, важно, чтобы производимая на этих предприятиях продукция имела бы спрос в РФ. «Заявление Минвостокразвития пока больше похоже на декларацию о намерениях», – продолжает Маслов. А как известно, между заявлением и фактическим размещением проходит очень много времени, напоминает он.