Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова может оставить особые экономические зоны без бюджетного финансирования. Фото РИА Новости
Счетная палата подвела вчера итоги десятилетней политики создания в стране особых экономических зон (ОЭЗ). В отличие от Китая три десятка особых зон в России фактически не повлияли на развитие экономики. И чтобы разглядеть вклад особых зон в российский ВВП нужно будет взять микроскоп.
Неудачи особых экономических зон как института развития экономики отмечались давно, но вчера Счетная палата вынесла приговор: за 10 лет ОЭЗ не стали действенным инструментом поддержки экономики. Особые экономические зоны начали создаваться в стране по указу президента Владимира Путина с июля 2005 года. На сегодня в РФ действует 33 особые зоны в 30 регионах страны. За это время из федерального бюджета на них было выделено 122 млрд руб., еще 64 млрд руб. потратили регионы. На инфраструктуру пошло 334 млрд руб., но вместо запланированных 758 объектов ввели в эксплуатацию только 526.
Объем выручки резидентов ОЭЗ составляет всего 0,2% от объема валового регионального продукта тех субъектов РФ, где они базируются. Аудиторов Счетной палаты особенно удивил тот факт, что во всех ОЭЗ было создано немногим больше 18 тыс. рабочих мест. После такой критики Счетной палаты остается неясной судьба 6 млрд руб. предусмотренных в федеральном бюджете на «развитие» ОЭЗ. На сегодняшний день помимо Минэкономразвития России управление ОЭЗ осуществляют 15 акционерных обществ. Счетная палата проверила работу министерства и нескольких компаний в Ульяновске, Иркутске, Республике Алтай, Хабаровском крае. Проверка проводилась по поручению президента Владимира Путина, которого попросил об этом актив Народного фронта.
«Процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Реальный экономический эффект от особых экономических зон не достигнут», – говорит аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов.
Особые экономические зоны в России выглядят очень красиво. Фото с сайта www.russez.ru |
Кроме ОЭЗ в стране существуют и другие инструменты ускоренного развития экономики. В России говорят об инновационных территориальных кластерах, об индустриальных технопарках, о технопарках высоких технологий, о территориях опережающего развития (ТОР). Есть в стране и особые экономические зоны регионального уровня.
Закон о ТОРах вступил в силу в марте 2015 года и поначалу ограничивал свое действие Дальневосточным федеральным округом. Сторонники ТОРов уверяют, что они кардинально отличаются от ОЭЗ. Однако общий принцип тот же – резидентам даются налоговые льготы, а государство берется за создание инфраструктуры.
Например, в Хабаровском крае создан ТОР «Хабаровск», в котором планируется образовать свободный порт. Но под точно такую же идею в этом крае создавалась ОЭЗ. Аудиторы Счетной палаты отмечают, что никаких расчетов относительно эффекта для экономики края от одновременного функционирования указанных механизмов развития и их взаимного влияния нет. ТОРы отличаются от особых экономических зон тем, что там обещаны более щедрые налоговые льготы. Для резидентов ТОРов в течение первых пяти лет установлены нулевые ставки по налогу на землю и имущество, ставка налога на прибыль не может превышать 5%, а возврат НДС происходит в ускоренном порядке. Также предусмотрена льготная ставка по налогу на добычу полезных ископаемых. Именно поэтому многие проекты ищут легальные формы «переименования».
Счетная палата предлагает срочно провести инвентаризацию особых налоговых режимов. Аудиторы советуют провести их оценку и ликвидировать неэффективные. «Если мы всю страну покроем льготным режимом, то в какой-то момент, кроме выпадающих доходов, мы не получим эффекта», – заявил на Гайдаровском форуме замминистра экономического развития Александр Цыбульский.
Пресс-секретарь Минэкономразвития Елена Лашкина, эксклюзивно ответившая на вопросы «НГ», заявила, что ее ведомство понимает все слабые стороны этого проекта и ведет работу над ошибками. Вместе с тем, она предлагает подводить итоги по тем зонам, которые были созданы первыми, в 2005 году. «За счет средств федерального бюджета в «Липецке», «Алабуге», «Дубне», «Томске», «Санкт-Петербурге» и «Зеленограде» построена инфраструктура на 55,6 млрд. рублей, а одних только налогов резиденты этих ОЭЗ перечислили в бюджеты всех уровней около 40 млрд. рублей», – говорит Лашкина. Кроме того, инвестировано 164 млрд. рублей и создано 17 119 рабочих мест». По ее словам, ОЭЗ создавались в разное время и в разных экономических условиях, и их показатели продолжают только расти. «В наших ОЭЗ работают компании из 29 стран мира. Закрытие одного института развития неблагоприятно скажется на остальных и вызовет недоверие у иностранного бизнеса при принятии ими решений об инвестировании в Российскую Федерацию вообще». Лашкина согласна, что необходимо провести ревизию различных площадок с налоговыми и другими послаблениями, сконцентрировав усилия на наиболее перспективных из них. «Закону об ОЭЗ уже 10 лет, а закон о ТОРах только вышел, его положения содержат те слабые стороны, от которых мы сегодня пытаемся уйти», – говорит Лашкина. По ее мнению, механизм функционирования ТОРов аналогичен ОЭЗ, разница только в наборе льгот, и сейчас сказать, какой из этих инструментов эффективней, рано. На вопрос о закрытии ОЭЗ после проверки Счетной палатой, Лашкина ответила, что было бы правильным думать не как закрыть что-либо, а принять решение не создавать больше аналогичные ОЭЗам механизмы развития экономики с помощью зонирования территорий, а продолжать совершенствовать и развивать институт ОЭЗ, который известен и понятен в международных отношениях.