Глава Счетной палаты Татьяна Голикова не одобряет ситуацию, когда бюджетные деньги не работают на экономику. Фото PhotoXPress.ru
Первая половина 2016 года будет потеряна для российской экономики из-за сдерживания госрасходов и фактического отсутствия бюджета. По словам главы Минфина Антона Силуанова, ведомства пока не довели лимиты бюджетных обязательств этого года до бюджетополучателей. Как сообщила «НГ» Счетная палата (СП), сейчас речь идет о недополучении адресатами около 40% от утвержденных в бюджете расходов. Новую версию бюджета-2016 правительство сможет утвердить только в мае. В прошлом году бюджетные деньги не работали на экономику весь первый квартал, который аудиторы СП назвали потерянным.
За январь–февраль 2016 года исполнение расходов федерального бюджета составило 1,9 трлн руб., или 12,1% годового объема. До главных распорядителей доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 15,2 трлн руб. (94% бюджетных ассигнований на 2016 год). Из них распределено по подведомственным распорядителям 57,5%. Об этом вчера сообщили «НГ» в Счетной палате. Данные СП показывают, что бюджетное финансирование пока частично заморожено.
«Просто так бюджетная система деньги сейчас не выделяет, как это было в прошлые годы», – заявил в конце минувшей недели глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, «более жесткий контроль» выражается в «более аккуратной работе с бюджетными деньгами с точки зрения авансирования и выделения средств под действующие контракты». Министерства и ведомства пока не довели лимиты бюджетных обязательств текущего года до бюджетополучателей, передает Интерфакс слова Силуанова.
Счетная палата не раз критиковала действия Минфина по оптимизации бюджетных расходов. «Когда в начале 2015 года было принято решение пропорционально сокращать расходы на 10%, а по оставшимся 90% предоставлять министерствам право самим определять приоритеты, Счетная палата выступала против. Подобная оптимизация привела к тому, что ведомства долго перераспределяли оставшиеся 90% и первый квартал был потерян, бюджетные деньги на экономику не работали», – пояснила «НГ» представитель СП София Малявина.
По ее словам, оптимизации не получилось, так как деньги перекидывали с направления на направление, а изменения в бюджетную роспись вносились по нескольку раз. «Показательный пример такой неэффективности в бюджетном процессе – долгострои, когда средства выделяются на всю стройку еще в отсутствие проектно-сметной документации. Разработать документацию, получить разрешение на строительство, оформить землю за один год – непосильная задача. Тем не менее в бюджете эти суммы запланированы. Хотя их можно направить на мероприятия, способствующие экономическому росту, или на поддержку бедных», – говорит Малявина.
Напомним, в прошлом году законопроект о корректировке бюджета правительство внесло в Госдуму в середине марта. Президентом Владимиром Путиным поправки были утверждены в конце апреля. И все это время наша экономика существовала в условиях бюджетной заморозки. Сейчас процесс корректировки идет еще сложнее, власти гадают, какую цену нефти заложить в новую версию бюджета-2016. Вчера глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сказал, что поправки скорее всего будут базироваться на 40 долл. за баррель.
В ведомстве Татьяны Голиковой советовали Минфину не заниматься бездумной бюджетной оптимизацией. Фото с сайта www.audit.gov.ru |
Бюджетные поправки могут быть внесены в мае – после ежегодного отчета правительства, который будет представлен в Госдуме 19 апреля, объявил ранее глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров. Так что новая версия вполне может появиться на свет ближе к июню, а то и позже. С учетом этого, тогда вполне можно будет говорить о потерянном для экономики РФ полугодии.
Ранее глава СП Татьяна Голикова советовала правительству не торопиться с новой бюджетной оптимизацией. Прежде чем в авральном режиме переписывать бюджет-2016, нужно сначала оценить результаты бюджета-2015, ведь «никто на сегодняшний день не имеет четкого представления, как мы сработали по итогам 2015 года», говорила Голикова в январе на Гайдаровском форуме (см. «НГ» от 15.01.16). Однако из этих слов вовсе не следовало, что анализ прошлого года должен сопровождаться заморозкой бюджетного финансирования.
В Минэкономразвития сейчас не берутся оценивать экономические последствия новой бюджетной оптимизации. Как сообщили в пресс-службе ведомства, это можно будет сделать «лишь после 10-процентного ограничения по незащищенным статьям (нет разбивки по конкретным статьям)». В Минфине подробности бюджетной заморозки пока не прокомментировали.
У бюджетных организаций может возникнуть кассовый разрыв, предупреждают опрошенные «НГ» эксперты. Как говорит аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, из-за этого вероятны задержки зарплат, отмена премий, неоплачиваемые отпуска и даже увольнения. «В целом задержка госфинансирования приведет к дополнительному спаду экономики», – предполагает эксперт.
«Появление кассовых разрывов можно было прогнозировать еще на стадии подготовки бюджета-2016, который явно не соответствовал тенденциям и реалиям экономики», – замечает аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. По его мнению, объявленная антикризисная поддержка пока больше похожа на пиар. Ведь, как замечает эксперт, множество пунктов недавно утвержденного антикризисного плана «были бы реализованы в рамках обычного исполнения федерального бюджета».
При этом некоторые эксперты допускают, что по итогам года урезания бюджетных средств может вообще не произойти. Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова напоминает, что «статьи расходов на социальную сферу защищены, к ним не применяется секвестр». «Расходы на федеральные целевые программы и крупные проекты могут секвестрировать на 5–10%. Но вряд ли под сокращение подпадут те проекты, которые уже осуществляются, например, строительство моста в Крым», – полагает Мильчакова. По ее словам, нельзя исключать, что утверждение нового, урезанного, бюджета будет и вовсе отложено до осени.