В России идет громкое обсуждение попыток Минфина вывести из тени игорный бизнес – ведомство подготовило и направило в Госдуму законопроект, который должен вернуть под контроль государства лотерейный бизнес. Это позволит не только повысить доходы государства в нынешний кризисный период, но и, по мнению Минфина, сделает рынок лотерей более прозрачным.
В Госдуму РФ на днях поступил законопроект, уточняющий закон «О лотереях». Предложенные Минфином поправки, согласованные с правительством РФ, должны обеспечить контроль государства за проведением бестиражных лотерей, которые организуются с помощью аппаратов по распространению лотерейных билетов и видеолотерейных терминалов (ВЛТ). «Эти поправки должны сделать деятельность оператора лотерей более прозрачной, победить незаконный игорный бизнес и повысить целевые отчисления», — считает один из разработчиков законопроекта, заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. Законопроект содержит несколько новаций, которые, как можно понять, устраивают не всех участников игорного рынка и могут навредить тем, кто привык работать в теневой сфере. Нужно отметить, что с 2014 году в России на рынке остались только 7 тиражных и 10 бестиражных государственных лотерей, организаторами которых стали Минфин и Минспорт. На ведомственных конкурсах были отобраны операторы лотерей - компании «Спортлото» и «Государственные спортивные лотереи», распространитель обеих - ТД «Столото». В результате принятия поправок, количество лотерей останется прежним, однако будет изменена структура управления ими. Функцию организатора гослотерей будут осуществлять не два ведомства, а одно — скорее всего, Минспорта. Минфин станет регулятором. «Должен быть один контрагент, оператор — понятная и прозрачная для государства акционерная структура», — отмечает Моисеев. Согласно законопроекту, определенный правительством единый организатор будет заключать с операторами лотерей контракты по результатам открытого конкурса. Как видно, финансовые власти РФ стараются ужесточить правила игры в сфере азарта, вытесняя подменяющие сейчас государство частные компании.
Азартный спор за и против поправок
Дискуссия противников и сторонников предложения Минфина с самого начала проходит на высоких тонах. Сторонники поправок уверены, что в нынешней непростой экономической ситуации игорный бизнес нужно максимально активно выводить из теневой сферы, что и пытается сделать правительство.
«Сейчас обычные пролетарии ходят к «одноруким бандитам» в подпольные залы, нажимают на кнопки, просаживают полностью зарплаты или деньги, взятые в долг. В итоге – трагедии и беда в семьях, – заявил директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов «Росбалту». – Поэтому государству, я думаю, нужно как-то упорядочить игровую отрасль, потому что бороться с «однорукими бандитами» они не смогли».
У правительства уже есть опыт мощного влияния на игорную сферу. С 2009 года в России запрещено проведение азартных игр вне нескольких специальных игорных зон. Хотя накануне принятия такого решения многие утверждали, что все казино уйдут в подполье, этого не произошло. Но, по разным оценкам, годовой оборот теневого бизнеса в итоге составил около 6 млрд долларов, в тени скрылась некоторая часть игорных заведений, с которыми активно продолжают бороться и сейчас. А с июля 2014 года в России были запрещены все частные лотереи, под видом которых часто работали подпольные тотализаторы. И опять значительная часть рынка приняла правила игры, хотя некоторые бизнесмены продолжают обходить запрет на установку игровых автоматов и работают вчерную, пользуясь недоработками в законодательстве. Это не только лишает доходов бюджет, но и приводит к тому, что сейчас сами игроманы не могут в случае необходимости защитить свои права. Например, собственник может настроить неподконтрольный государству игровой автомат так, что пользователи никогда не смогут выиграть. Но и в случае выигрыша клиент клуба не всегда может забрать свои деньги. «Если инициатива получит поддержку, это будет означать, что махинаций станет меньше, - говорит руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. - К государству всегда больше доверия. И у госорганов есть возможность упорядочить деятельность оператора лотерей, так как доступ к информации будет только у одной структуры».
«Главная цель проведения такой (государственной) лотереи - получение дополнительных доходов для социальной сферы», - считает член Общественной палаты (ОП) Владимир Слепак, который напомнил «Росбалту», что на днях глава России Владимир Путин на встрече с омбудсменом Эллой Панфиловой обсуждал колоссальное расслоение в обществе и необходимость усиления социальной поддержки граждан. Как считает Слепак, в игорной сфере вполне можно взять на вооружение практику других стран. «В той же Финляндии стоят аппараты, на которых написано, что участием в лотерее играющий помогает детям-инвалидам», - рассказал член ОП, по мнению которого, доходы от лотерей можно направить на развитие спорта, помощь детям-инвалидам, обустройство детских домов.
Государство усилит влияние на лотерейщиков
Критики законопроекта считают, что его принятие приведет к возрождению в России индустрии игорного бизнеса, который теперь будет маскироваться под бестиражные лотереи. Действительно, Минфин решил оставить формат бестиражных лотерей, к которому граждане привыкли еще с советских времен. Жесткий контроль за таким форматом должен минимизировать возможности злоупотреблений, считают в ведомстве.
Также, как опасаются противники поправок, предприниматели смогут выдавать игорное оборудование за устройства по продаже лотерейных билетов и видеолотерейные терминалы.
Нужно отметить, что на самом деле в законопроекте детально описывается разница между лотерейным и игорным оборудованием и устанавливается перечень устройств, с помощью которого разрешено проведение и распространение лотерей. Влияние государства на организаторов игр будет подавляющим на всех уровнях: будет создана единая система учета изготовления и реализации бумажных и электронных лотерейных билетов, распространителей лотерей обяжут открывать специальные лотерейные магазины, в которых будут установлены только разрешенные законом терминалы и в которые нельзя будет пускать несовершеннолетних. Оборудование таких лотерейных магазинов подлежит обязательной сертификации и подключено к единому информационному центру, позволяющему контролировать реализацию бумажных и электронных лотерейных билетов. Кроме того, использование видеолотерейных терминалов вне лотерейных магазинов будет запрещено. Судя по поправкам, призовой фонд должен составлять не менее 50% выручки лотерейного магазина. Оставшаяся часть будет перечисляться в федеральный бюджет и расходоваться на социальные программы, например, на поддержку спорта высших достижений. Современные информационные технологии должны сделать контроль над финансами лотерейных магазинов тотальным, утверждают разработчики закона. А значит, финансы не будут уходить в тень, как это происходит сейчас.
Как заявил «Росбалту» представитель компании «Государственные спортивные лотереи», единая система учета лотерейных билетов, в том числе электронных, будет прозрачной как для Федеральной налоговой службы, так и для любых контролирующих органов и через видеолотерейный терминал будет невозможно легализовать преступные доходы. Каждый лотерейный розыгрыш будет зарегистрирован и в соответствии с законом будет определяться призовой фонд, информация о котором будет также открыта для потребителя. Кроме того, поскольку вся информация о билетах будет аккумулироваться на едином сервере организатора.
В соответствии с новыми поправками, видеолотерейные терминалы смогут лишь продавать билеты, на которые уже при создании будут нанесены результаты розыгрыша, а потому игровые комбинации в эти терминалы вообще не будут закладываться. В лотерейном процессе вся информация о выигрыше будет заложена в билет на стадии производства, что также исключит возможности манипуляций.
Долгая дорога к монополии
«Росбалт» напоминает: идея о том, что монопольное право на лотерейную деятельность должно принадлежать государству, возникла давно. В частности, Сбербанк некоторое время назад предлагал поправки в текст закона «О лотереях», не допускающие появления негосударственных и региональных лотерей. Минфину и Минэкономразвития было поручено внести предложения по реформированию лотерейного рынка. С 2012 года одним из последовательных сторонников огосударствления лотерей являлось Минэкономразвития. Помощник президента РФ по экономике Андрей Белоусов, который тогда был главой экономического ведомства, заявлял: «Я не знаю, насколько резко сейчас можно остановить частные лотереи, но, в принципе, я сторонник того, чтобы сделать лотереи государственными».
Если нынешние поправки Минфина будут приняты, бюджет, наконец, сможет получать доходы от проведения лотерей, а этот вид бизнеса все же начнет работать в интересах государства. «Если закон предусматривает, что лотерею проводит государство, то идея хорошая, - говорит член Общественной палаты Дмитрий Галочкин. - Даже в советские времена они проводились. Идея имеет право на жизнь, если это государственная лотерея, и вряд ли получит поддержку, если речь пойдет о частниках». «Во всем цивилизованном мире лотереи государственные, а не частные. У нас же в большинстве случаев выигрыш просто не доходил до потребителя», — рассказал «Росбалту» один из членов рабочей группы законопроекта.
По данным авторов ФЗ «О лотереях», на конец 2013 года государственный бюджет получал в 10 раз меньше, чем мог бы: 1 млрд рублей вместо 10 млрд рублей в год. По данным «Росбалта», государство получает от букмекерских контор всего 7,5 тыс. рублей в месяц вне зависимости от размера и оборота игровой точки, который может исчисляться миллионами рублей.
Сейчас в лотереи играет не более 7% россиян, приводит статистику «Росбалт», отмечая, что в развитых странах подобное развлечение популярно у почти каждого десятого жителя. В итоге средний россиянин тратит в год на покупку лотерейной продукции около 90 рублей, а жители стран Европы гораздо больше: Венгрии – более $70 и, Польши – $30, а в некоторых западноевропейских стран - до $420.