Дела против дочерних фирм холдинга возбудили еще в декабре. Кадр из программы «Вести. Тамбов»
Твердое намерение государства навести порядок в вопросе собственности и аренды земель сельхозназначения для иностранных инвесторов может существенно изменить ландшафт российского агропрома. Первой ласточкой грядущих перемен стала информация о сворачивании бизнеса в России шведским агрохолдингом Black Earth Farming, который, по данным газеты «Ведомости», работает в России через ГК «Агро-Инвест» и входит в тройку крупнейших нерезидентов-латифундистов с земельным банком в 232 000 га.
Несмотря на внушительный земельный банк, холдинг, созданный в 2005 году, лишь однажды смог закончить год с прибылью. Производство зерновых принесло ему, согласно официальной отчетности за 2014 год, как сообщает «Агентство Бизнес Информации» (25.12.15), убыток в 17,4 млн долл. при выручке 144 млн долл.
Министерство сельского хозяйства России пересмотрело условия работы иностранных инвесторов на российских сельхозземлях: теперь иностранцы смогут арендовать сельхозугодья минимум на 10 лет и максимум – на 15. Соответствующий законопроект уже прошел обсуждение с другими ведомствами и в правительстве, пишет газета «Ведомости».
«Очевидно, что если большинство арендаторов смогут оформить аренду на 49 лет, а иностранные – только на 10–15, то это не позволит им конкурировать на этом рынке», – считает генеральный директор Black Earth Farming Ричард Уорбертон (см. «Ведомости» от 24.01.16). По его словам, компания нуждается в «конкурентной игре на поле и поддерживающей ее законодательной базе».
В то же время, по мнению экспертов, проблемы холдинга-нерезидента связаны скорее всего с неэффективным управлением – компания работает на российском рынке уже почти 10 лет, но в отличие от конкурентов не слишком успешно. «Стандартная ситуация: толпа экспатов на сумасшедших зарплатах и с полным обеспечением, а в регионах «на земле» платят копейки, поэтому и работают все кое-как», – заявил «Агентству Бизнес Информации» источник, знакомый с ситуацией в холдинге. По данным агентства, согласно годовому отчету, «в 2014 году, когда убыток компании составил 17,4 млн долл., вознаграждение топ-менеджеров выросло на 30% – до 4,2 млн долл., а общая численность сотрудников компании сократилась на 11%, до 1781 сотрудника, по сравнению с 2013 годом».
Компания испытывает хроническую нехватку средств не только на развитие, но и на поддержание текущего бизнеса. Увеличение долговой нагрузки – в августе 2015 года компания была вынуждена обратиться за кредитом в банк ВТБ, чтобы закупить топливо и удобрения – в условиях кризиса может иметь долгосрочные последствия. Банк открыл кредитный лимит в 800 млн руб. сроком на до 12 месяцев. Именно требования банков о погашении просроченной задолженности, кстати, привели в прошлом году к банкротству крупнейшего иностранного землевладельца в России – «Иволга-Холдинг».
Между тем убыточной Black Earth Farming, по словам генерального директора холдинга Ричарда Уорбертона, предстоит погасить выпуск облигаций на 750 млн шведских крон (около 120 млн долл.) в 2017 году. Не исключено, что продажа российских активов может стать для компании единственным вариантом.
Ситуацию усугубляют претензии налоговых органов к дочерним компаниям холдинга, уголовные дела по которым проходят менеджеры холдинга. Как сообщали «Вести. Тамбов» (в передаче от 30.12.15), «в Следственном управлении по Тамбовской области расследуют два уголовных дела, возбужденных в отношении руководителя ООО «Сосновка-АГРО-Инвест». По версии следователей, «подозреваемый в ходе деятельности сельхозпредприятия нанес ущерб государству 12,5 млн руб.».
Кроме того, в той же передаче сообщалось, что «в Следственном управлении УМВД региона возбудили сразу пять уголовных дел в отношении отдельных руководителей все той же «Сосновка-АГРО-Инвест» и «Моршанск-АГРО-Инвест», которые подозреваются в мошенничестве с НДС».
На фоне данного расследования Black Earth Farming закрыла свой московский офис. «Источники, знакомые с ситуацией, – сообщает «Агентство Бизнес Информации» (25.12.15), – говорят, что на прошлой неделе следователь допросил президента (CEO) компании Ричарда Уорбертона».
В этой ситуации на рынке активизировались разговоры о возможной продаже активов Black Earth Farming. Возможно, процесс форсируют кредиторы, которые опасаются возросших рисков и дальнейшего ухудшения финансового положения компании. Обслуживание кредитов становится все более сложным, а заявления топ-менеджмента в отчете для инвесторов за третий квартал о необходимости дальнейшего сокращения расходов подтверждают, что 2016 год может стать для холдинга-нерезидента моментом истины.