0
3058
Газета Экономика Интернет-версия

26.01.2016 10:20:00

Надежда в кризис: аграрный сектор поддержали кредитами

Тэги: россельхозбанк, делягин, центробанк, банк россии


Россельхозбанк подвел итоги 2015 года. Основной вывод, который следует из только что опубликованной отчетности кредитной организации: несмотря на ряд трудностей, с которыми пришлось столкнуться, год завершился достаточно удачно. Наиболее важным моментом является то, что РСХБ не только смог удовлетворить потребности клиентов, но и достойно выполнил свою основную задачу – поддержку агропромышленного комплекса, считают эксперты.

Давление сохраняется

Трудностей, и в самом деле, было немало. Как отмечают в Россельхозбанке, его деятельность осуществлялась в условиях отсутствия доступа к внешним финансовым рынкам, резкого повышения ключевой ставки ЦБ, возросшей стоимости ресурсов на внутреннем рынке. Огромной проблемой является, как, впрочем, и для других финансовых организаций, падение курса рубля.

При этом не стоит забывать, что непростая макроэкономическая ситуация приводит к общему ухудшению качества обслуживания кредитов заемщиками, а это определяет необходимость значительного увеличения резервов и, как следствие, снижение финансовых результатов практически всех российских банков.

«Одновременное удорожание финансовых ресурсов из-за политики Банка России и ухудшение положения сельхозпредприятий привели к падению чистого процентного дохода Россельхозбанка в 2015 году в 1,8 раза. Однако основное снижение – в 4 раза – пришлось на I квартал 2015 года, а уже к концу года банк сумел восстановить прошлогодние позиции, – констатируетруководитель Института проблем глобализации, экономист Михаил Делягин. – Возможно, ему следовало бы требовать у Банка России смягчения требований с учетом своего специфического положения и исключительной социально-экономической важности выполняемой им функции. Однако Россельхозбанк как дисциплинированный и лояльный член банковского сообщества выполняет требования регулятора неукоснительно, демонстрируя выдающиеся с учетом изложенного успехи».

Эксперт подчеркнул, что хотя финансовый результат банка по итогам 2015 года отрицателен, но, насколько можно судить, первые 11 месяцев принесли убытки и многим другим крупным банкам, которые, в отличие от Россельхозбанка, свободны в выборе наиболее прибыльных сфер деятельности и работают исключительно ради прибыли, а не для обеспечения экономического развития страны: Газпромбанку, Банку Москвы, МДМ-Банку, Связь-банку и многим другим.

Естественно, что неблагоприятная макроэкономическая ситуация не могла не оказать давления на ситуацию в самом РСХБ. Но уже упомянутое почти двукратное снижение чистого процентного дохода за счет эффективной политики уже к концу года сменилось возвратом к уровню, соответствующему среднемесячным значениям 2014 года.

Как отмечается в отчетности банка, с осложнением экономической ситуации в 2014-2015 гг. в рамках регуляторных стандартов Банка России и в связи с ухудшением качества обслуживания кредитов и неустойчивым финансовым положением ряда сельхозпроизводителей РСХБ более консервативно стал оценивать кредитные риски. По итогам 2014 года на формирование резервов и урегулирование было направлено 50 млрд рублей, в 2015 году – 80 млрд рублей (основная часть этих расходов связана с кредитами, выданными в 2006-2010 гг.).

Кроме того, в I квартале 2015 года банк понес разовые комиссионные расходы по хеджированию риска досрочного предъявления обязательств в условиях санкций в размере 2,6 млрд рублей. Таким образом, была обеспечена полная защита средств от изменения рейтингов, ликвидирован риск объявления по политическим причинам дефолта по внешним займам. Все это в совокупности привело к формированию отрицательного финансового результата (до событий после отчетной даты – СПОДов) по итогам 2015 года в размере 69,2 млрд рублей.

Не все так плохо

Как уже отмечалось, целый ряд крупных российских банков заканчивает 2015 год с убытком, несопоставимым с тем, что продемонстрировал Россельхозбанк. При этом необходимо помнить – убытки, которые были показаны банком в своей отчетности, были накоплены в прошлые годы, причем за достаточно значительный срок, отмечает известный экономист, доктор наук, профессор Никита Кричевский.

«Убытки в определяющей степени достались новой команде банка после ухода старой команды менеджеров. Работа по возврату денег ведется, и работа очень серьезная… Собственно убытки, которые были показаны в этом году – это бумеранг по тем кредитам, которые были необоснованно выданы во второй половине нулевых, то есть где-то в пятом-шестом-десятом годах. Причем по этим убыткам были сформированы все необходимые резервы в Центральном банке, и собственно сами убытки уже Россельхозбанка в определяющей степени в абсолютной части появились именно вследствие формирования дополнительных резервов. Это такой бухгалтерский казус в банковском бизнесе, когда убытки еще не зафиксированы, но необходимость отвлечения дополнительных финансовых средств на резервирование по потерям, по ссудам отражается на итоговой строке прибыли и убытков банка. При этом совершенно не обязательно, что эти убытки действительно будут иметь место в будущем, просто сейчас по факту они влияют на снижение бумажной прибыльности банка», – рассказал он.

По ряду показателей Россельхозбанку удалось продемонстрировать показатели лучше среднерыночных: за 2015 год корпоративное кредитование выросло на 20,6% при росте рынка на 12,7%, привлечение средств юрлиц увеличилось на 51,3%, в то время как рынок – только на 15,6%. Также повысился показатель привлечения средств населения: рост 57,8% при рыночных 25,2%.

Также банк добился роста количества новых клиентов, который составил 46% при рыночных 15%. Комиссионные доходы (без учета кредитных комиссий) в 2015 году выросли на 35% по сравнению с 2014 годом в первую очередь за счет активного развития транзакционного бизнеса.

«Очень важный момент – люди пошли со своими деньгами в этот банк, то есть степень доверия населения резко выросла в прошлом году. Это принципиально важный момент, это говорит о том, что в трудный период люди доверяют прежде всего государственным структурам, будучи уверенными, что государство в случае чего поможет сохранить сбережения», – уверен профессор Кричевский.

Несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, банку действительно удалось существенно активизировать привлечение средств клиентов – их объем вырос на 54%, обеспечивая постепенное замещение выбывающих пассивов, которые ранее банк набирал на финансовых рынках. Важным драйвером увеличения источников ресурсов РСХБ стали средства населения, рост которых составил 58% (175,2 млрд рублей).

В условиях сохраняющегося дефицита долгосрочных ресурсов и учитывая относительно низкие в сравнении с другими госбанками объемы финансовой поддержки государства, Россельхозбанк провел активную работу по привлечению источников собственных средств на открытом рынке, результатом которой стало размещение субординированных облигаций в объеме 40 млрд рублей сроком на 10 лет. Кроме того, в IV квартале 2015 года банк привлек на рынке субординированный депозит на сумму 1 150 млн долларов.

Крайне важно и то, что банк неукоснительно соблюдает требования регулятора. В соответствии с ними были сформированы дополнительные резервы по ссудам, связанные, в том числе, с неустойчивым финансовым положением ряда сельхозпроизводителей и ухудшением качества обслуживания кредитов.

С миссией справляемся

В свете представленных показателей стоит отметить, что максимизация прибыли никогда и не была приоритетом Россельхозбанка. Миссия РСХБ – доступное, качественное и эффективное удовлетворение потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения в банковских продуктах и услугах, содействие функционированию национальной кредитно-финансовой системы АПК, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.

«Безусловно, агропромышленный комплекс имел наибольшие предпосылки для импортозамещения в условиях девальвации рубля, однако реализовать их на фоне общего провала удалось во многом благодаря системе финансирования, опирающейся на Россельхозбанк, – уверен Михаил Делягин. – С момента основания Россельхозбанка его основной задачей является не извлечение прибыли, а эффективная финансовая поддержка АПК и смежных отраслей, что объективно делает его не обычным банком, ориентирующимся на максимизацию прибыли любой ценой и любыми способами, а специализированным институтом развития. Практика показала: Россельхозбанк успешно справляется со своей задачей и в условиях нарастающего кризиса, без доступа к внешним финансовым рынкам и при резком удорожании финансовых ресурсов внутри страны. Во многом благодаря его деятельности сельское хозяйство стало одним из ключевых драйверов российской экономики».

Нельзя забывать, что важнейшее отличие сельскохозяйственного производства от других отраслей и его специфика состоят в том, что АПК – это не только сфера производства, но и часть жизни большой доли населения страны. В то же время сельское хозяйство – отрасль с наиболее высокими рисками. Здесь и погодные условия, и производственная база, и огромное количество мелких хозяйств, деятельность которых зачастую малопредсказуема и не всегда результативна. «У нас и климат не самый хороший, и наследие, оставшееся ещё с советских времен довольно тяжелое. Тут, в отличие от промышленности, на эксплуатации ещё советских ресурсов, кадров и технологий паразитировать невозможно», – напоминает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.

Осложняется ситуация существенным ростом цен на технику, горюче-смазочные материалы, оборотные средства. Предприятия вынуждены сокращать объемы выпуска продукции животноводства, уменьшать размеры посевных площадей либо занимать их теми культурами, которые могут приносить стабильный доход, но не всегда выгодны потребителям. Эти цели постоянно требуют финансирования, и в основном – кредитного. И эффективность работы банка в 2015 году в данном направлении не вызывает сомнений. Несмотря на неблагоприятную внешнюю ситуацию, РСХБ обеспечил рост основных показателей, в том числе в сегменте АПК. Темпы роста были выше средних по банковской системе: кредитный портфель увеличен банком на 256,8 млрд рублей (на 17,8%) и достиг 1,7 трлн рублей. В том числе портфель кредитов юридическим лицам возрос на 20,6%, до 1,4 трлн рублей, физическим лицам – на 5,7%, до 292,5 млрд рублей.

«Важный момент по поводу кредитования – доля Россельхозбанка на рынке сельхозкредитования достигла 60%, хотя в 2014 году показатель составлял 44%. Это значит, что негосударственные банки постепенно уходят с этого рынка, и сегодня все больший объем заемных ресурсов предоставляет как раз государственный банк, причем как на пополнение оборотных средств, так и на строительство, реконструкцию и модернизацию сельхозобъектов. Это говорит о том, что доля Россельхозбанка в прошлогоднем существенном росте производства аграрной продукции значительна, и она существенно выше, чем в прошлые годы», – поясняет эти результаты Никита Кричевский.

Нужно признать, что деятельность Россельхозбанка по поддержке АПК способствовала достижению значимых результатов в отечественном сельском хозяйстве в прошлом году – к 1 декабря 2015 года индекс сельхозпроизводства составил 102,9%. Так, например, за данный период валовой объем производства мяса достиг 11,8 млн тонн, что на 5%, или на 560 тыс. тонн, больше, чем за аналогичный период 2014 года.

«Вообще сельское хозяйство – один из немногих секторов экономики России, где, несмотря на общую депрессию, наблюдается рост. Общий прирост производства составил около 3%, а производства мяса – 5%. Этот рост надо поддерживать, чтобы вытягивать страну из кризиса, создавать рабочие места, замещать импорт, открывать возможности для экспорта. И банк этому активно содействует», – говорит Кагарлицкий.

Именно кредитная политика Россельхозбанка позволила аграриям успешно провести посевную и уборочную кампании и получить урожай, превышающий внутренние потребности страны. Рост производства отечественных агропредприятий не только обеспечит ускоренное импортозамещение продовольствия, но и будет способствовать увеличению объемов поставок за рубеж, усилению позиций российской сельхозпродукции на мировых рынках.

Статистика подтверждает

Стоит подчеркнуть, что в прошедшем году Россельхозбанк внес существенный вклад в укрепление и развитие АПК. По сравнению с 2014 годом объем выдачи кредитов в данном сегменте вырос на 41% и составил 641 млрд рублей.

При этом, несмотря на введенные в отношении банка санкции и ограничение доступа к долгосрочному фондированию, Россельхозбанк существенно нарастил объемы кредитования инвестпроектов в АПК. На строительство, реконструкцию и модернизацию сельскохозяйственных объектов в 2015 году банк предоставил более 41 млрд рублей, что на 30% больше показателя 2014 года. По одному из ключевых направлений своей деятельности – финансированию сезонных работ – РСХБ обеспечил прирост на уровне 28%, направив на эти цели более 189 млрд рублей.

При поддержке Россельхозбанка было реализовано 67 инвестиционных проектов, в том числе 32 в области животноводства с совокупной мощностью 72 тыс. тонн мяса и птицы, 76 тыс. тонн молока, 46 млн шт. яиц. В стадии реализации находится порядка 600 проектов в таких сферах, как растениеводство, птицеводство и животноводство, строительство современных тепличных комплексов, рыбных хозяйств, предприятий по глубокой переработке сельхозпродукции.

Таким образом, в 2015 году Россельхозбанк выполнил поставленные перед ним задачи финансовой поддержки агропромышленного комплекса, увеличил долю на этом рынке и укрепил свои позиции в обеспечении продовольственной безопасности и раскрытии экспортного потенциала России.

«Задача РСХБ состоит прежде всего в том, чтобы содействовать развитию производства, улучшению структуры сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в России. Что, кстати, с советских времен считалось крайне трудной задачей, – резюмирует Борис Кагарлицкий. – И в этом плане результаты деятельности банка выглядят вполне позитивно. Иными словами, РСХБ является одной из тех организаций, которые реально работают на развитие экономики. И если мы хотим, чтобы красивые слова о замещении импорта, инновациях и росте производства воплощались в жизнь, надо поддерживать именно такие структуры».

Согласен с такой оценкой и Михаил Делягин. «Россельхозбанк наглядно доказывает своим опытом, что выполнение функций института развития, обеспечение гармоничного экономического развития своих клиентов, забота о них и их поддержка даже в условиях кризиса и объективного ухудшения положения банковской системы, которое продолжится и в 2016 году, является более выгодной, более эффективной бизнес-стратегией, чем погружение в спекулятивное «болото» и стремление урвать прибыль любой ценой, в том числе и путем разрушения национальной экономики. И это – один из наиболее оптимистичных уроков, которые преподносит кризис нашей стране», – заявил он.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
367
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
340
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
519
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
318

Другие новости