Продажи новых автомобилей могут снизиться до 1,1 миллиона штук. Фото Reuters
Автомобильный рынок в России продолжает падение. Эксперты ожидают, что по итогам 2015 года продажи сократятся на 36–37% к уровню 2014-го. Это пока далеко до кризисного обвала 2009 года, когда рынок рухнул сразу на 50%. Но, как полагают эксперты, в 2016-м негативные тенденции будут нарастать: вовсе не исключено, что следующий год станет для российского авторынка худшим за последние 10 лет. При этом, как показывают соцопросы, россияне не только все реже покупают автомобили, но и экономят на обслуживании уже имеющихся машин.
Негативные тенденции на российском авторынке нарастают. Аналитическое агентство «Автостат» обнародовало прогноз, в котором говорится, что продажи новых легковых автомобилей по итогам 2015 года составят около 1,5 млн штук. «Если прогноз сбудется, это будет на 37% ниже аналогичного показателя 2014 года», – поясняют аналитики. «В сегменте легких коммерческих авто за 2015 год будет продано предположительно примерно 105 тыс. машин, что на 31% меньше результата 2014 года. А суммарный объем продаж грузовиков сократится почти на 43% – до 50 тыс. единиц», – считают в агентстве.
В следующем году показатели авторынка будут еще хуже. Даже при самом благоприятном развитии событий продажи новых легковых автомобилей за весь 2016 год не превысят 1,4 млн штук, сообщает «Автостат». Если же события будут складываться по негативному сценарию, можно ожидать падения продаж до 1,2 млн по итогам 2016-го. «Рынок будет сильно зависеть от того, сохранятся ли государственные программы его поддержки», – подчеркивает аналитическое агентство. В Центре развития Высшей школы экономики вчера опубликовали более пессимистичный прогноз. В лучшем случае по итогам 2016 года объем продаж легковых автомобилей составит 1,2 млн штук, в худшем – 1,1 млн, считают экономисты.
Вряд ли в наступающем году вырастет спрос на легкие коммерческие автомобили и грузовики. «В 2016 году россияне приобретут в собственность не более 90–100 тыс. легких коммерческих авто, а грузовых машин – 47–55 тыс. штук», – указывают аналитики. Вероятно, сохранится тенденция на сдвиг предпочтений покупателей в сторону автомобилей с пробегом. «Объем рынка подержанных легковых автомобилей в 2016 году составит 4,8–5,5 млн штук», – говорят в «Автостате».
В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) тоже подтверждают существенное падение авторынка в 2015 году – на 36% по сравнению с прошлым годом. Таков последний прогноз ассоциации, ранее она ожидала спад на 24% по итогам года. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер обращает внимание, что «год назад рубль пикировал и покупатели штурмовали дилерские центры, чтобы использовать деньги до того момента, когда цены на автомобили начнут отражать новую реальность обменного курса». В этом году ничего подобного не случилось, а значит, и всплеска спроса ждать не стоит, добавляет он.
Тем не менее текущее падение авторынка в России пока не приблизилось к результатам кризисного 2009 года. Можно привести пример. За 11 месяцев 2015 года продажи легковых и легковых коммерческих автомобилей, по данным АЕБ, сократились в России на 34,5%. Всего в январе–ноябре 2015 года было продано свыше 1,45 млн автотранспортных средств. А по итогам 11 месяцев 2009 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей сокращались на 50% – до 1,33 млн машин.
Некоторые опрошенные «НГ» эксперты считают неплохим тот факт, что темпы падения авторынка сейчас уже несколько месяцев колеблются в диапазоне 33–35%. «Понятно, что это не свидетельствует об улучшении ситуации, но и существенным ухудшением это вряд ли можно назвать, скорее это может говорить о том, что наступила некая стабильность на авторынке», – говорит ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Хотя большинство аналитиков все же оценивают ситуацию менее оптимистично. Кризис 2008 года сильно пошатнул рынок новых автомобилей, и он до сих пор так и не восстановился, указывает начальник отдела DPD в России Дмитрий Воеводин. «По некоторым оценкам, мы сможем вернуться на объемы продаж 2007–2008 годов не ранее чем через два–четыре года», – говорит Воеводин.
Многие эксперты подчеркивают: предпосылок к резкому улучшению ситуации пока не видно. «В 2016 году продажи автомобилей на российском рынке будут рекордно низкими даже по отношению к 2009 году. Следующий год может показать худшие за последние 10 лет продажи», – прогнозирует эксперт компании «Росэксим Лизинг» Станислав Скаткин. По его мнению, в начале 2016 года уже не случится такого же ажиотажного спроса, который был в начале 2015-го. Эксперт замечает, что ранее «покупатели были не только из России, но и из Белоруссии и Казахстана, но в следующем году этого ожидать не стоит».
На авторынок сильно влияет ухудшение материального положения граждан. «И хотя правительство и делало разные программы для стимулирования продаж, должного эффекта они не принесли», – указывает Скаткин. В итоге, по словам эксперта, дилеры за текущий года продали все свои запасы и теперь работают только под спрос клиентов, рычагов для снижения цен на автомобили остается все меньше.
Как показывают социологические опросы, россияне сейчас не только отказываются от покупки новых машин, но и стремятся сократить свои расходы на эксплуатацию уже имеющегося автомобиля. Например, согласно опросу, проведенному аналитическим агентством «Автостат» и сайтом объявлений «Авито Авто», из более чем 8,5 тыс. опрошенных автомобилистов свыше 76% стали экономить на услугах автомойки. Почти 40% опрошенных указали, что стали реже эксплуатировать свой автомобиль или отказались от ежедневных поездок. Почти столько же отказались от пользования автомобилем для дальних поездок, а также от услуг платных стоянок и гаражей. Помимо этого 35% автовладельцев стали в этот кризис экономить на страховке. Наконец, каждый пятый автолюбитель начал заправляться более дешевым бензином. Уточним, что в ходе опроса респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов ответа.